Аюрведа

Аюрведа (Аюрведическая медицина)  это старейшая, целостная, традиционная индийская медицина, насчитывающая около 5 тысячелетий. Слово "Аюрведа" состоит из двух санскритских слов "Аюр"-жизнь,"Веда"-знания, наука. Таким образом, Аюрведа - это наука о жизни.  Аюрведа признана Всемирной Организацией Здравоохранения эффективной системой альтернативной медицины. Аюрведа оперирует понятиями здоровой жизни наряду с терапевтическими процедурами на благо физической, умственной и духовной гармонии. Лекарственные препараты или лечебные процедуры подбираются индивидуально, и используются исключительно природные, естественные средства.

Аюрведа это медицина, которая использует модели человеческих конституций. Основной текст Аюрведы – Чарака Самхита – описывает как в древние времена ведические мудрецы озаботились проблемами заболеваний человечества и изобрели систему, которая бы предотвращала недуги. По Аюрведе жизнь являет собой единое целое четырех составляющих: ума, тела, чувств и души. Эта наука не ограничивается познанием тела или физических симптомов недугов, она соединяет его со знанием духовных, умственных и эмоциональных аспектов. Эта лечебная традиция построена на теории баланса тела, ума и души. Этот баланс возникает благодаря употреблению нужной еды в нужное время, трансформации привычек, медитации и поддержанию ума и души в чистоте. Аюрведа говорит о тесной взаимосвязи тела и души. Она не только контролирует мыслительный процесс, но улучшает дыхание, кровообращение, пищеварение и усвоение. У Аюрведы две основные цели: поддерживать здоровье и лечить заболевания. Реализация этих целей достигается путем правильного питания, образа жизни, режима и деятельности. Для полноценного здоровья необходимо поддерживать в гармонии и тело и ум, так что Аюрведическое лечение также направлено на депрессии, нервозы, бессонницу и синдром хронической усталости (СХУ), которая в настоящее время достаточно распространена.

История Аюрведы

           В древних странах (Месопотамия, Египет) искусство лечения болезней и врачевания было занятием священнослужителей и жрецов, и это было кассовое наука. Священнослужители и жрецы, на самом деле, исцеляли тело, но их основным занятием оставалось духовная работа над болезнью. Религиозно-медицинская практика оставалась во власти строжайших религиозных установок. Отсюда следует, что излечение тела всегда было следствием исцеления духа. Происхождение Аюрведы восходит к около 5 тысячам лет назад. Считается, что ей предшествовал долгий период проб и ошибок; прежде чем она была записана, Аюрведа передавалась из уст в уста от учителя к ученикам тысячи лет. По другим данным Аюрведа была передана человечеству Богами. Классический текст Аюрведы был записан в период между 4 000 и 6 000 годом до н.э. Корни Аюрведы происходят из Индии, но эта наука не привязана к конкретной стране, религии и цивилизации.

По нашим данным концепции Аюрведы и Герметической медицины идентичны, в работах Гермеса Трисмегиста это можно четко уловит. Учитывая, что Гермес считается личностью, подарившим человечеству письменность и цифры (т.е. до него нет письменных артефактов), а с другой стороны   новый перевод «Египетской книги мертвых» указывает, что предки Гермеса, прогнозировав катастрофу Атлантиды, своевременно переселились на 4 стороны света, и все это произошло более 50 тысяч лет назад. Читатель согласится, что 50 тысяч гораздо больше чем 6 тысяч. Таким образом, истоки медицины как таковой прослеживаются, по крайней мере, до Атлантиды.

Индуизм относит происхождение Аюрведы к нескольким теориям, которых объединяет божественное происхождение науки. Оригинальный текст восстановить сейчас практически невозможно, так как Аюрведа была переписана и пересказана множество раз. Даже ранние авторы Аюрведических рукописей придерживались практик, которые отличались некоторыми элементами. Документированные ссылки, чтобы точно вычислить время появления Аюрведы отсутствуют. Ее возраст определяют по соотношению с другими науками и временными доказательствами. Считается, что впервые Аюрведа была записана Агнивешей, в его книге Агнивеш-тантра, которая была написана в ведические времена. Позже ее пересмотрел и дополнил Чарака, переименовав труд в Чарака Самхита (то есть энциклопедия врача Чараки). Другие ранние тексты объединяют Чарака Самхита и Сушрута Самхита. Ранние записи были нанесены на довольно непрочном материале, так что они не сохранились до наших дней. Позже тексты были записаны на камне и медных пластинах. Некоторые стихи из Аюрведы вошли в Атхарваведу, что говорит о том, что Аюрведа – ровесница индийского священного писания – Вед. В то время широко применялась Аюрведическая практика, которая в историческом процессе подверглась влиянию других практик в ранний ведический и буддистский период. Аюрведическая практика вошла в период расцвета во времена Будды (около 520 года до н.э.). В это время врачеватели использовали гомеопатические лекарства на основе серы и ртути. Самым известным практиком того времени был Нагарджуна, буддистский ботаник, известный своими изобретениями в сфере медицины. С Нагарджуной работали Сурананда, Яшодхана, Нитьянатха, Говинда, Анантдев, Вагбхатта и другие. В этот период Аюрведические знания сделали огромный шаг вперед – это был Золотой век Аюрведы.

После победы в войне Калинга император Ашока (304-232 гг. до н.э.) попал под влияние буддистских учений и запретил в 250 году до н.э. любое кровопролитие в государстве. Кроме того, многие практики Аюрведы, которые занимались хирургическими операциями, отказались от хирургического вмешательства и целиком перешли на новые лекарства. В этот период Аюрведа снова расцвела, пополнилась новыми лекарствами, новой методологией и другими инновациями. Хирургия в это время потихоньку исчезала. Во время режима Чандрагупты Маурьи (375-415 н.э.) Аюрведа стала передовым индийским медицинским течением, и занимала это место вплоть до вторжения англичан. В семидесятых годах ХХ века она снова ожила – в Индии появились Аюрведические госпитали, а Аюрведические лекарства можно сегодня купить во всем мире.

Дальнейшее Развитие Аюрведы

       Сегодня существует три Аюрведических традиции – две из них базируются на сборнике Чарака и Сушрута Самхита, третья известна как Кашьяпас. Как бы то ни было, существуют также Аюрведические препараты, которые возникли до этих традиций и упоминаются в ранней ведической литературе ( 2 тысячелетие до н.э.). И Сушрута и Чарака Самхита это продукт многих ученых, который менялся с течением тысячелетий. Учитель Вагбхата, живший в Синдхе в начале VII столетия написал синтетический труд, состоящий из ранних Аюрведических материалов и сборника стихов под названием «Аштанга Хридайям». Труд назывался Аштанга Самграха, он был написан частично в стихах, а частично в прозе. Отношения между этими двумя источниками и их порождением до сих пор являются предметом активных исследований. Работы Чараки, Сушруты и Вагбхаты считаются каноническими и имеют общее название Вриддха Траци («Троица Древних») или Брхат Трайи («Великая троица»).

Брхат Трайи это классическое литературное произведение на тему Аюрведы, которое было собрано и опубликовано Вагбхаттой Вторым под названием Аштанга Самграха. Были времена, когда считалось, что тот, кто прочел и полностью понял произведение трех великих, является хорошим практиком Аюрведы. О происхождении этих трех текстов и самом Вагбхате ходят легенды. Многие верят, что настоящий автор был рожден до 200 века и его звали Вагбхата Первый. Мифические истории также говорят о другом докторе-аюрведисте - Вангсене. Народная молва отправила его в древний Бенгали, где он якобы написал книгу под простым названием Вангсен. Книга была написана простым и понятным языком, к предыдущим источникам в ней добавилось множество глав.
После Вангсена ученый Мадхавачарья написал книгу Мадхав Нидан. Он был премьер-министром императора Виджайнагара. В начале VIII столетия он написал свою работу по этиологии и в скором времени заслужил звание авторитета. В 79 главах своей книги он описал болезни с их причинами, симптомами и осложнениями. После Мадхава Нидана, другую известную аюрведическую книгу Бхав Пракаш написал Бхав Мишра из Мадраса во время первого вторжения португальцев в Индию в 1498 году. Период, когда он написал свою книгу, определяется без каких-либо сомнений, так как в Бхав Пракаш описаны симптомы болезни «Фиранг» (гонореи и сифилиса), завезенной сюда европейцами. Другое открытие Мишры заключалось в отслеживании пульса.

Многие писатели после Бхава Мишры обращались к аюрведической литературе. Среди них были Шарангдхар, Чакра Дутта, Вайдья Винод, Вайдья Ваманотсава, Бхайсайя Ратнавали и Лолимб Радж, который написал Вайдья Дживан в стихах. Первые строки Вайдья Дживан были адресованы любимой автора, а весь последующий труд – описанию болезней и их излечения.
Около 200 лет назад Праначарья Шри Садананд Шарма написал Рас Тарангини, которая является базовой книгой для современной практики Аюрведы. В этой книге есть статьи по химии, описываются химические вещества и их успешная роль в медицине. В Рас Тарангини упоминается шанкхадрав – лекарство, которое применяется как внутрь так и наносится на тело при множестве болезней.

Концепция Аюрведы

Аюрведа основана на теории пяти элементов: земля, вода, огонь, воздух и эфир. Из этих элементов состоит вселенная – они постоянно изменяются и по-разному взаимодействуют друг с другом, делая мир живым. Пять элементов формируются тремя основными энергиями: ватой (анаболизм), питой (метаболизм) и капхой (катаболизм). Питта это огонь и вода, капха – вода и земля, вата – воздух и эфир. Аюрведа говорит о четырех движущих силах организма: датус (поддерживает и питает), мала (выводит отходы), шрота (транспортирует пищу) и агни (процессы пищеварения и выделения энергии). Кроме того Аюрведа также говорит о конституциях человеческого тела – они обуславливают его здоровье, способность бороться с заболеваниями. Человеческая природа на санскрите называется «Пракрити». Считается, что в течение жизни пракрити остается неизменной. Для того чтобы пользоваться системой Аюрведы нужно знать свой тип конституции.

Аюрведа это учение (Веда) о долгожительстве. Аюрведа говорит о том, как достичь этого долгожительства и провести жизнь в равновесии. Чтобы жить в гармонии с законами космоса, люди выбирают аюрведический стиль жизни, ведь каждый хочет прожить долгую здоровую жизнь. Для того чтобы гармонизировать свое существование, используются принципы аюрведической теории здоровья. Человек это сложное сочетание физических, биологических, ментальных и духовных факторов. Чтобы установить баланс между человеческой природой и природой вокруг, Аюрведа предлагает свои принцип и практики. Цель Аюрведы – свобода от болезней. Философия Аюрведы базируется на том, что здоровым может быть только человек с крепким иммунитетом. Древнее ведическое слово, обозначающее иммунитет, переводится как прощение болезни, избавление от негативных мыслей. Философия Аюрведы проявляется во взаимосвязи человека и природы.

Все человеческие существа обладают уникальной конституцией тела – пракрити и выбор способа лечения зависит от типа пракрити. Пракрити имеет качества сатвы, тамаса и раджаса. Эти качества вместе с пурушей (пространством и временем) создают пять элементов. Первый шаг в процессе эволюции это взаимодействие пуруши и пракрити. Все во вселенной, равно как и человеческое тело, состоит из пяти элементов: воды, земли, воздуха, огня и эфира. Эти пять элементов управляются тремя типами энергии: ватой, питтой и капхой, называемых также Дошами. Доша переводится из санскритского как природа, конституция, ошибка или изъян.
     Аюрведа представляет собой смесь науки и философии, которая путем балансировки физических, ментальных, эмоциональных и душевных компонентов делает человека по-настоящему здоровым.

Принципы Аюрведы

Аюрведа - это старейшая медицинская система, которая дожила до наших дней. Это целостная система излечения, которая сфокусирована на восстановлении и поддержании здоровья человека. Несмотря на то, что Аюрведа рождена древними текстами, ее принципы вполне применимы в современном мире, так же как и в раннем ведическом обществе. Принципы Аюрведы заключают в себе секрет природного равновесия человека и природы.

По Аюрведе каждое живое существо во вселенной являет собой комбинацию пяти элементов (Панчамахабхута). Эти пять элементов: эфир, воздух, огонь, вода и земля. Поддержание всех пяти элементов в гармонии между собой и есть верный путь к здоровью и долгожительству. Каждый элемент соответствует какой-то системе тела: вода отвечает за жидкости тела (кровь, лимфа, клеточная и межклеточная жидкости), земля – за костную и мышечную систему, огонь контролирует работу ферментов, воздух связан с движением в теле и тела, а эфир отвечает за полости тела. Панчамахабхута связаны с тремя типами дош или конституций. Воздух и эфир вместе составляют вату, огонь и вода – питту, а земля и вода – капху. Определить принадлежность человека к тому или иному типу конституции на глаз может только опытный врач Аюрведы. Для определения доши доктору необходимо знать привычки, психологические особенности пациента, иногда для этого он может использовать пульсовую диагностику, тестирование в виде опроса. Использует уринадиагностику и др. Наряду с дошами нельзя упускать влияние трех Гун (качеств или энергий): саттвы, раджаса и тамаса. Саттва это субъективный мир, который постигает и манипулирует материалами. Тамас – объективный мир с его пятью составляющими: звуком, прикосновением, визуальными образами, вкусовыми качествами и запахами. Раджас это сила, энергия движения, которая объединяет саттву и тамас.

Аюрведа определяет семь типов телесных тканей, известных как сапта дхату. Это столпы человеческого тела, обеспечивающие питание, рост и поддержку ума и физической формы. Каждая из дхату управляется одним из трех дош. Дхату отвечают за вывод отходов из организмов, любые задержки и дисбаланс в этой их деятельности ведут к заболеваниям. В человеческом теле также существует тринадцать каналов (шрота), отвечающих за движение в теле пищи, воздуха и воды. В более поздних вариантах трактовки говориться уже о 16 шротах. Кроме того, тело состоит из огня пищеварения – Агни, который отвечает за процессы метаболизма. В теле и уме существует тринадцать видов Агни: джатарагни, пять бхутагни и семь дхатагни. Джатарагни отвечает за базовое пищеварения и другие виды Агни. Бхутагни отвечают за метаболизм пяти элементов, а дхатагни – семи дхату.

Аюрведа, говоря о вкусах, имеет ввиду не просто ощущения, а энергии, способные управлять телом. Вся терапия восточных медицин заключена во вкусах трав, минералов и биологических субстратов. В аюрведической кухне существует 6 вкусов (острая, кислая, соленая, сладкая, горькая и вяжущая), соответствующих биохимическим свойствам продукта до момента его переваривания, так как после переваривания они меняются еще дважды.

Диагностика

По концепции Аюрведы здоровье это состояние, когда человек находится в состоянии физического, ментального и духовного равновесия. Болезнь это состояние утери равновесия между дошами, дхату, агни и мала. По Аюрведе человеческие болезни можно разделить на семь типов.
     1. Наследственные (адибалаправритта). Обычно вызваны дефектами в сперме отца или яйцеклетке матери. Если проблема возникла со стороны отца, она называется питрийя, если со стороны матери – матрийя. Эти дефекты приводят к кожным заболеваниям, диабетам, астмам, туберкулезу и геморрою. Кроме этого, нередко страдает репродуктивная система, возникают зависимости, стресс и ненормальное поведение.
    2. Врожденные (джанмабалаправритта). Неосуществленные желания и беспорядочное питание матери приводит к врожденным заболеваниям. Если во время беременности не была гармонизирована вата доша, плод может страдать кифозом, слепотой или низкорослостью. Если была увеличена питта – от облысения и желтого цвета кожи; капха – от альбинизма.
     3.Конституционные (дошабалаправритта). Вызываются любым дисбалансом дош или гун, приводит к нарушениям питания и поведения. Конституционные проблемы бывают соматическими (шаририка) и психическими (манасика).
    4. Травматические (сангхатабалаправритта). Любая внешняя или внутренняя травма вызывает травматическое недомогание. Внешние травмы возникают из-за порезов или укуса животных или насекомых; внутренние – из-за стресса, перенапряжения и тяжелой работы.
     5. Сезонные (клабалаправритта). Вызываются переменами сезонов. Недомогание может возникнуть из-за невозможности адаптироваться к внезапным или экстраординарным климатическим условиям. Переохлаждение приводит к ревматизму, перегрев – к солнечным ударам и лихорадке.
     6. Инфекционные и духовные (дайвабалаправритта). Душевные болезни могут быть вызваны потрясениями из-за природных катаклизмов: землетрясений, удара молнии, ливневых дождей и незримых сил природы.
Инфекционные и духовные недомогания могут передаваться через половую и психическую близость, совместное использование еды, посуды, постели, одежды, полотенец, косметики и других предметов личного пользования зараженного человека. Такие болезни могут быть вызваны негативными эмоциями: ревностью и дурными мыслями.
    7. Природные (свабхабалаправритта). Они вызываются функциональными, органическими и приодными изменениями в теле. Аюрведа говорит, что даже самый здоровый человек страдает природными слабостями: голодом, жаждой, желанием поспать, старением и смертью. Интересно, что диагностика Аюрведы кардинально отличается от западной медицины. То, что в классической медицине обычно считается осложнениями и симптомами, в Аюрведе классифицируется, как причина заболевания.

Аюрведические препараты

Аюрведа говорит о том, что каждое вещество, будь оно растительного, животного или минерального происхождения имеет свою медицинскую ценность. Эти медицинские свойства веками использовались в аюрведической терапии, в целях поддержания здоровья. Аюрведические лекарства сделаны из трав, иногда в сочетании с минералами, металлами и ингредиентами животного происхождения. Прежде чем быть использованными в лечебных целях, все компоненты очищаются индивидуальными способами. Приготовление препаратов из неочищенных материалов не позволяется. Аюрведические медикаменты могут быть в такой форме: свежий сок растений, кватх - измельченные травы, используемые как чаи и отвары для внутреннего и внешнего применения, чурна - мелко измельченные травы, смешанные с водой или пищей для внутреннего и внешнего применения, таила - травы, приготовленные в масле для внутреннего и внешнего применения, гхрат (гхрит) – травы приготовленные на сливочном масле, асав (ариста, сура) – легкое вино из перебродивших соков трав, арка - дистиллированный отвар трав, расаусадхи (кхарлийя расаян) - травы, смешанные с металлами, минералами и продуктами животного происхождения, бхасма (басма) - пепел, парпати -  металлы, минералы, животные и растительные компоненты в различных комбинациях, кхсар (лаван, драва, салт) - препараты, приготовленные по особому рецепту, бальзамы на основе мандура, авалеха (модак, паак, праш) - травы, приготовленные в сиропе или сахаре, бати (гутика, голи) - пилюли и таблетки, пралеп (анджан, варти, дхуп) - мази и пасты для внешнего применения. И многое другое.  

Концепция Три доши

            По концепции Аюрведы человеческое тело состоит из пяти элементов, семи тканей, продуктов жизнедеятельности (мала), каналов (шрота) и энергий (доши). Каждое существо состоит из пяти элементов и семи дхату. Мала это продукты жизнедеятельности и распада, которые обязаны регулярно выводиться для того, чтобы не возникало проблем со здоровьем. По каналам (шрота) транспортируются питательные вещества и другие субстанции. Три доши ответственны за создание тканей и вывод отходов. Все движения тела и психологические функции координируются дошами.
Теория три доши (трех жизненных энергий) говорит о том, что доши являются первичными и главенствующими факторами человеческого тела, контролирующими психику и другие системы человека. Доши происходят из пяти первоэлементов, панчамахабхута. Каждая доша представляет собой комбинацию двух из пяти стихий: одной доминирующей, другой дополняющей.
Вся жизнь вселенной может быть классифицирована как создание, поддержание и разрушение. Баланс этих классов и есть аксиома здоровья. Каждая доша соответствует своему виду деятельности. Кроме того, вата соотносится с ветром, питта – с желчью, а капха – со слизью.
     Вата состоит из воздуха и эфира. Эта доша ответственна за функцию разрушения. В некоторых трактовках она считается главной, управляющей остальными. Питта состоит и огня и воды. Она отвечает за все процессы преобразования в организме. Все химические процессы, включая механизм энзимов, иммунитета, гормонов, нервной системы и систему питания – все это под управлением питты. Капха состоит из воды и земли. Она ответственна за хранение и поддержание, как всей вселенной, так и конкретно человеческого тела. Она отвечает также за костную и мышечную систему.  Аюрведа говорит о том, что монотипы, у которых проявлена только одна доша практически отсутствуют в природе. Чаще всего в одном человеке сочетается две или три доши. Состояние здоровья определяется равновесием всех трех энергий.

Капха – самая тяжелая из всех трех дош. Лингвистически это понятие происходит от санскритского слова «шлиш», которое обозначает элемент, соединяющий нечто вместе. Капха отвечает за рост, прибавление веса и защиту. Жидкость, защищающая спинной мозг и позвоночный столб также представлена капхой. Примером защитных тканей под управлением капхи является поперечная мышца желудка. Капха доша ответственна за функцию создания, а также увлажнение тела – она поставляет воду в части тела и его системы. Капха соединяет воедино клетки организма и поддерживает иммунитет.
Функции капхи:
1. Увеличение массы тела и наращивание его структуры (в том числе мышечной и жировой).
2. Деторождение и способность производить здоровое потомство.
3. Сила для исполнения физической работы.
4. Увлажнение организма.
5. Сохранение стабильности тела и ума.

Капха отвечает за сексуальную потенцию, иммунитет, увлажнение, аппетит и пищеварение, костную систему. Несбалансированная капха вызывает потерю аппетита, приводит к вялому пищеварению, уменьшает массу тела и ослабление психики. Эта доша отличается такими качествами как маслянистость, тяжесть, медлительность, стабильность. Капха концентрируется в груди, горле, голове, трахее, суставах, желудке, лимфе, толстой кишке, в носовых полостях и на языке. Люди с ярко выраженной капхой стабильны, выносливы и хорошо переносят голод. Их кожа гладкая и сияющая, они быстро набирают вес. Психологические качества капхи: спокойствие, толерантность и прощение. Такие люди кажутся индифферентными и иногда даже полусонными, но они обладают сильной долгосрочной памятью. Люди капха-типа подвержены синуситам, бронхитам, отитам, простуде, болезням мышечной системы, диабетам, головным болям и застоям. Чтобы избежать усиления капхи нужно избегать тяжелых продуктов, молочного, жирного и маслянистого, а также охлажденных напитков. Рекомендуется употреблять легкую и сухую пищу. Основное место расположение капхи – желудок, она защищает мышечную мембрану пищеварительного тракта от раздражающего влияния питты. Такой вид капхи как аваламбака присутствует в сердце, легких и вестибулярном аппарате, бодхака – в ротовой полости, защищая язык, тарпака – в позвоночнике, защищая его от ударов и повреждений, обеспечивая умственное спокойствие, шлешака – в суставах, предотвращая их износ.

Особенности Капха. Вот некоторые из общих особенностей людей, которые имеют преобладающе конституцию Капха: Спокойный, медлительный, нежный и любящий. Всепрощающая, сопереживающая, глубокая природа, устойчивый и надежный характер; преданный физически сильный, с крепким, более тяжелым торсом. Медленно и изящно двигается, медленно говорит. Медленнее учиться и так же запоминает, но никогда не забывает то, что выучил. Выдающаяся долгосрочная память. Мягкие волосы и кожа; тенденция иметь большие "мягкие" глаза и низкий, мягкий голос. Имеет тенденцию к тому, чтобы весить больше нормы; может также страдать от плохого пищеварения. Сексуально люди Капха являются самыми медленными в возбуждении, но они также и самые выносливые.

Превосходное здоровье, хороший иммунитет. Он стремится поддержать гармонию и мир в своем окружении. Этих людей не легко расстроить и они могут быть наиболее психически стабильными по сравнению с другими типами. Имеют тенденцию быстро привязываться и держаться за вещи, людей, деньги; хорошие спасатели. Не любят холодную и влажную погоду
Физические проблемы включают простуды, головные боли, мигрени, дыхательные проблемы, включая астму и храп, сенную лихорадку, аллергии, и атеросклероз.

Физические особенности Капха. Люди конституции Капха имеют хорошо развитые тела. Есть, однако, сильная тенденция со временем набирать лишний вес. Их грудь обычно шире, чем у других типов. Вены и сухожилия не видны на поверхности кожи из-за их толстой кожи, а развитие мускулов проходит очень хорошо. Кости не выделяются. Цвета лица ровный и светлый. Кожа является мягкой, блестящей и масляной, также она холодная на ощупь и бледная на вид. Волосы являются толстыми, темными, мягкими и волнистыми. Глаза являются черными или синими по цвету. Физиологически, люди Капха имеют постоянный хороший аппетит, у них замедленное пищеварение, они имеют тенденцию потреблять меньше пищи. В еде Капха предпочитают горячие, острые, горькие и вяжущие продукты. Потоотделение умеренное. Сон – цветной и длительный. У этих людей сильная жизнеспособность, о которой свидетельствует стойкость к внешним раздражителям, и люди Капха являются вообще здоровыми, счастливыми и мирными. В психологическом отношении, они имеют тенденцию быть терпимыми, спокойными, прощающими и любящими: однако, они также показывают черты жадности, зависти и собственничества. Процесс мышления, однако, у людей типа Капха немного замедлен, но информацию они запоминают надолго. Люди Капха имеют тенденцию быть богатыми. Они зарабатывают деньги и способны держаться за них.

Признаки ухудшения Капха. Вялое мышление, унылое настроение. Любящий выпивать весь день. Безразличный ко всему, отсутствие желаний, подавленный, грустный, сентиментальный. Медленно думает и реагирует. Откладывание дел "на потом", летаргия. Цепляется за людей и идеи. Жадный, притяжательный, материалистический. Слишком много спит, ему утром трудно вставать с постели. Сонливый в течение дня. Увеличение веса, тучность. Скопление слизи в груди, горле, в носу и в носовых пазухах. Тошнота. Диабет. Сенная лихорадка. Бледность, простуженный, липкая кожа. Отёк, задержка воды в организме, чувство раздутости в теле. Вялое пищеварение, высокий холестерин. Больные отекшие суставы или тяжелые и отечные конечности.
Какую пищу стоит употреблять, чтобы уравновесить Капха. Горячее или теплая, легкая и сухая пища, приготовленная без большого количества воды, масла и сахара. Стимулирующие продукты с острыми, горькими, и вяжущими вкусами. Избегайте очень сильно прожаренных продуктов. Ешьте слегка приготовленные продукты или сырые фрукты и овощи; пряные, горькие и вяжущие продукты. Из напитков стоит отдать предпочтение чаю, или напиткам, стимулирующим аппетит. Специи – имбирь, острый перец, тмин, семя сезама и куркума и.т.д. Любая пища, которая является острой, хороша для людей типа капха, например, очень горячая, острая, мексиканская или индийская пища, особенно зимой. Капха любят сладкое. И поэтому сокращение сахара в рационе является трудным для многих из них, хотя это нужно сделать. Используйте мед или сухофрукты вместо сахара, но не много. Не злоупотребляйте молочными продуктами, особенно йогуртами, используйте теплое обезжиренное молоко или пахту. Избегите гамбургеров и молочных коктейлей. Пропускайте завтрак и ужин, ешьте 2 раза в день и устраивайте голодные и разгрузочные дни. Занимайтесь в фитнесе, раз в неделю посещайте сауну.

Общие принципы успокоение капхи.

Общие рекомендации: завтракайте не раньше 10.00 часов, отдавайте предпочтение теплой пище и теплому питью, сухим (нежирным) продуктам, а так же пище с преобладанием острого, горького, вяжущего и кислого вкусов. Ежедневно (утром и вечером) принимайте контрастный душ. Принимайте пищу, когда чувствуете голод, пейте, когда чувствуете жажду. Лучшие цвета для одежды и медитации – желтый, оранжевый и красный. Темных цветов избегайте. Лучшие камни – желтый топаз, коралл, алмаз, рубин, голубой сапфир. Лучший метал – медь, золото. Избегайте холодного ветра, сырости. Регулярно посещайте сауну, чтобы стимулировать потоотделение. Физические упражнение должны быть регулярными,  энергичными и с потением. Еженедельно устраивайте голодные и разгрузочные дни. Избегайте переедания, холодной пищи, холодных напитков и пищи с преобладанием сладкого и соленого вкуса. Сон сократите до минимума. Люди капха – типа  лучше всего чувствуют себя в теплом, сухом климате. В холодное время года, обязательно защищайте от мороза и ветра голову, шею и грудь.

Питта. Слово питта происходит от санскритского пинж – «сиять». Эта доша ассоциируется с огнем в теле. Любая трансформация – это работа питты, в частности разложение пищи на питательные элементы. Она отвечает за метаболизм на органическом и клеточном уровне. С психологической стороны питта отвечает за тайны, способность переваривать идеи и впечатления, воспринимать окружающую среду. Древний аюрведический текст Чарака Самхита говорит о том, что питта отвечает за зрение, придает цвет крови и здоровый вид коже.     Функции питты:
1. Поддержание температуры тела.
2. Метаболизм и трансформация: от пищи до отвлеченных материй.
3. Чувство голода и жажды.
4. Превращение информации в знание, аргументация, суждения.
5. Храбрость и бесстрашие.
6. Зрительный анализатор. 

Питта в своем гармоничном проявлении проявляется в хорошей комплекции и здоровом цвете лица, блестящих и слегка вьющихся волосах, хорошем пищеварении, эффективном усвоении пищи, нормальном функционировании терморегуляции, открытом мышлении с ориентацией на поиск истины. Дисбаланс питты приводит к нарушению пищеварения, перепадам температуры, потерям энергии и пятнам на коже.     Питта маслянистая, острая, горячая, светящаяся, растекающаяся и жидкая. Основные органы-хранители питты: пупок, кровь, глаза, кожа, печень, желчный пузырь, потовыделительная система, верхняя часть тонкой кишки. Люди с доминирующей питтой обладают всеми качествами огня. У них высокая температура тела, они блещут острым интеллектом, их идеи всеобъемлющи. У них сильная воля и выдержка. Это самые гармоничные с психологической стороны личности. У них светлые волосы, светлая кожа, голубые или зеленые глаза. У людей питта-типа хороший метаболизм, пищеварение и аппетит. Они склонны к таким заболеваниям как желтуха, вирусные инфекции, лихорадка, часто страдают от чувства жжения и воспаленного горла. Чтобы поддерживать питту в гармонии нужно избегать сильной жары, острот, пара и маслянистых веществ. Следует ограничить употребление соли. В меню стоит ввести охлаждающие, успокаивающие  и не кислые продукты. Такой подвид питты, как пачака помогает проходить процессу пищеварения, он находится в желудке; ранжака находится в печени и отвечает за обмен веществ в тканях; садхака находится в сердце и отвечает за сохранение образов и усвоение знаний; алочака присутствует в глазах и помогает им видеть реальный мир; бхарахака содержится в коже и улучшает впитывание масел при массаже.

Особенности Питта. Некоторые общие особенности людей, которые имеют люди типа Питта: Среднее телосложение, сильное, хорошо сложенное тело, острый ум, хорошая концентрация внимания, аккуратный, сосредоточенный, уверенный в себе, и с предпринимательским духом в своих лучших проявлениях.  Агрессивный, требовательный, настойчивый, когда человек этого типа находится в дисбалансе. Авантюрный, наслаждается тем, что ему бросают вызов. Страстный и романтичный; в сексуальном отношении имеет запасы внутренней энергии и выносливость больше, чем Вата, но меньше, чем Капха. Хороший аппетит; в голоде очень раздраженны. Любят быть в команде, и командовать. В стрессовых ситуациях, люди типа Питта становятся раздраженными и сердитыми.

Кожа, ровная или красноватая, часто с веснушками; легко сгорает, и загорает
Волосы, обычно красивые и прямые, имеют тенденцию быть белокурыми или рыжими, рано седеют; тенденция к плешивости или утончающимся волосам. Люди этого типа некомфортно чувствуют себя на солнце или во время жаркой погоды; высокая температура делает их очень усталыми, они много пьют прохладной воды и много потеют с запахом. Другие могут считать их упрямыми, настойчивыми, самоуверенными. Хорошие общественные деятели и с уверенностью выступают на публике; также способные к острой, саркастической, привлекающей внимание, речи.

Хорошие предпосылки к управлению и руководству, но могут стать авторитарным диктатором. Любит тратить деньги, окружать себя красивыми объектами. Подчиненное состояние лучшее для того, чтобы умерить истерики, нетерпение, и гнев. Типичные физические проблемы включают сыпь или воспламенение кожи, прыщи, рак кожи, язвы, изжоги, повышенная кислотность, изжога или проблемы с кишечником, язвы,  бессонница, налитые кровью или горящие глаза и другие проблемы со зрением, анемия, желтуха.
Физические особенности Питта. Эти люди зачастую невысокого роста, являются худыми, поджарыми и конституция тела может быть изящной. Их грудь, не такая плоская, как у людей типа Вата, зачастую на ногах и руках у них выделяются сухожилия и вены. Кости не являются настолько выделяющимся, как у людей типа Вата. Развитие мускулов умеренно. Цвет лица у людей Питта может быть медно-красным, желтоватым, красноватым или бледным. Кожа является мягкой, теплой и менее морщинистой, чем кожа у людей типа Вата. Волосы являются тонкими, шелковистыми, рыжими или коричневатыми и есть тенденция к преждевременному появлению седых волос и потери волос. Глаза могут быть серыми, зелеными или карими: глазное яблоко не глубоко посажено. Ногти мягкие. Форма носа острая, и наконечник имеет тенденцию быть красноватым. Физиологически, у этих людей есть сильный метаболизм, хорошее пищеварение и достаточно хороший аппетит. Человек Питта конституции обычно много ест и выпивает большое количество жидкости. Питта имеют естественную тягу к сладким, горьким и вяжущим вкусам и предпочитают холодные напитки. Их сон имеет среднюю продолжительность, но непрерывен. Они производят большой объем мочи, а экскременты являются желтоватыми, жидкими, мягкими и многочисленными. Есть тенденция к чрезмерному потению. Температура тела может превышать нормальную температуру тела, а руки и ноги зачастую у людей этого типа являются теплыми. Люди Питта не любят солнечный свет, высокую температуру или тяжелую работу. В психологическом отношении, люди Питта имеют хорошую способность быстро понимать; они очень интеллектуальны, и имеют тенденцию быть хорошими ораторами. У них есть эмоциональные тенденции к внезапным вспышкам ненависти, гнева и ревности. Это честолюбивые люди, которым вообще нравится быть лидерами. Люди Питта ценят материальное процветание, и они имеют тенденцию быть умеренно богатыми материально. Они любят показывать свое богатство и роскошное имущество.
Признаки ухудшения Питта. Сердитый, раздражительный, враждебный, находится в состоянии ярости, разрушительный, нетерпеливый. Предвзятый по отношению к себе и другим. Спорный, агрессивный, властный, старается управлять всем вокруг. Разбитый, преднамеренный, опрометчивый. Кислотность, изжога, язва желудка. Прерывистый тревожный сон. Диарея, пищевые аллергии, зловонное дыхание, кислый аромат тела. Очень чувствительный к повышению температуры окружающей среды. Красная воспаленная сыпь на коже, налитые кровью глаза. Слабость из-за голода, низкого содержания сахара в крови. Лихорадки, вечернее потение.
Когда Вы испытываете такие признаки как, чрезмерная высокая температура тела, пищеварительные проблемы, тенденция быть враждебными или сердитыми и проявляете нетерпение, испытываете проблемы со зрением, проявляете чрезмерные усилия достигнуть целей, это говорит, что Вы страдаете от Питта неустойчивости.

План питания, направленный на улучшение Питта доша. Эти направляющие принципы могут использоваться для питта конституций тела и ума, чтобы поддержать баланс доша и восстановить баланс в случае необходимости независимо от основной конституции. Питта влияет на пищеварение и метаболизм, температуру тела, и биологические преобразования. Полезны прохладные или теплые, но не горячие продукты и напитки. Горькие, сладкие, и вяжущие вкусы. Меньше масла, острот, кислот и добавленного жира в пище. Так как у людей Питта есть сильное эффективное пищеварение, они могут употреблять в пищу практически все. Большинство людей Питта начинают ощущать проблемы с пищеварением со временем, если они много потребляют соли, алкоголь, злоупотреблением кислой и острой пищей или перееданием. Летом лучше употреблять более холодную, освежающую пищу. Уменьшить потребление соли, масла, и специй, все из которых "нагревают" тело. Хороши салаты, а также молоко и мороженое. Избегайте рассолов, йогуртов, кислых сливок, и сыра, а так же уксуса в приправах к салатам; используйте лимонный сок вместо уксуса. Алкоголь и другие продукты, способные возбуждать, стоит избегать. Кислые продукты для людей типа Питта, не самый лучший выбор. Из напитков стоит выделить то, что кофе не нужно употреблять из-за содержания кислоты в кофе. Чистая вода, Травяной чай – очень хороший выбор. Предпочтите мяту, корень лакричника или другой успокаивающий чай. Холодные напитки, хлебные злаки, тосты, и яблочный чай - хороший завтрак для человека типа Питта. Избегайте кофе, апельсинового сока и пончиков - они ухудшают состояние здоровья Питта. Самые лучшие в диете это вегетарианские продукты. Потребление красного мяса имеет тенденцию нагревать тело из-за потребляемого жира, предпочтение делайте на белое мясо. Потребляйте большое количество молока, зерен и овощей. Избегайте масляных, горячих, соленых, и тяжелых продуктов, таких как жареная пища. Вместо этого потребляйте крахмалистые продукты, такие как овощи, зерна и бобы. Не ешьте во время стрессовых ситуаций. Японская и китайская пища - это хороший выбор. Избегите очень острой пищи, особенно той, которую обычно подают в мексиканских ресторанах.

Общие принципы успокоение питты.

Общие рекомендации: отдавайте предпочтение холодной пище и холодному питью, сухим (нежирным) продуктам, а так же пище с преобладанием сладкого, горького, вяжущего вкусов. Ежедневно (утром и вечером) принимайте прохладный душ. Принимать пищу лучше  в спокойной и доброжелательной обстановке. Лучшие цвета для одежды и медитации – голубой, бирюзовый и синий. Красных и оранжевых цветов избегайте. Лучшие камни – сапфир, аквамарин, азурит, изумруд, лунный камень. Лучший метал – серебро. Избегайте длительного пребывания на солнце, жаре, а так же лишних споров и состязаний. Занимайтесь йогой и медитацией: она окажет на вас успокаивающее и укрепляющее действие. Физические упражнение должны быть регулярными и энергичными. Когда повышается АД, принимайте солевые или сладкие слабительные (сульфат магния, сорбит) на убывающую луну, ближе к новолунию, и голодайте 1-3 дня (под контролем врача). Гуляйте при лунном свете и в прохладную погоду. Избегайте жирной еды, горячей пищи и горячих напитков, а так же пищи с преобладанием соленого, кислого и острого вкуса. Если вы склонны к бессоннице, пейте на ночь успокаивающие (например, 1 чайная ложка валерианы или корвалола). Люди питта-типа лучше всего чувствуют себя в прохладном и сухом климате. В жаркое время года, обязательно защищайте голову от перегрева.

Вата. Вата доша – самая нестабильная из трех. Ее название произошло от санскритского вайю (ветер), что означает, что эта доша ответственна за движение во всех его проявлениях. В Аюрведе вата упоминается, как неуловимая энергия, отвечающая за прогресс. Ее сфера – соматическая активность и чувства. Она контролирует дыхание, моргание, движения мышц и тканей, сердцебиение. Движения цитоплазмы и мембраны клеток. Вата олицетворяет баланс между мыслью и эмоцией, который дает возможность творить. Но если вата теряет равновесие, она выбивает из колеи и все остальные доши. Такое дисбаланс называется дисбалансом три доши. Вата регулирует процессы нервной системы, связанные с движением, мыслями и эмоциями. Функции ваты:
1. Контроль психических и умственных порывов тела.
2. Передача импульса от органов чувств в головной мозг.
3. Управление процессами выделения.
4. Помощь в обмене веществ, усиление агни.

Сбалансированная вата выражается в контролируемой умственной деятельности, нормальном дыхании, постоянной стимуляции желудочных соков, координации функций всего тела, высокому уровню энергии. Когда вата теряет равновесие, это проявляется в страхах, гневе, беспокойстве, нервозности и страсти. Подвидом ваты является прана – энергия жизни. Прана находится в голове и сердце, она попадает в человеческий организм от солнца. Удана располагается в горле и отвечает за движения диафрагмы. Она контролирует речь, соединяет в человеке небо и землю. Удана проявляется в духовном росте, контроле психических сил, воображении и творчестве. Вьяна находится в сердце. Она отвечает за циркуляцию полезных веществ в крови и питание клеток. Вьяна также контролирует мышечную и нервную активность. Самана располагается в пупке. Она гармонизирует прану и апану, отвечает за выделение желудочного сока. Сама же апана олицетворяет энергию движущуюся вниз. Она находится в толстом кишечнике и отвечает за выделение и органы таза. Свойства ваты: сухая, светлая, холодная, шершавая и активная. Вата сосредоточена в ушах, костях, коже и органах таза. Люди вата-типа – самые худые из всех трех конституций. У них обычно сухие кожа и волосы, у таких людей быстрое соображение, они гибкие, творческие натуры и не выносливы. Волосы у людей с доминирующей вата дошей обычно темные и прямые. Они подвержены пневмониям, артритам, нервным расстройствам, болезням суставов, страдают от запоров и газов. Чтобы не иметь проблем, с вата дошей нужно избегать сырой, газообразующей пищи, охлажденных продуктов и переохлаждения. Тело должно пребывать в тепле, а ум – в покое. Особенности Вата. Некоторые из основных особенностей людей, которые имеют преобладающую Вата конституцию: Творческий потенциал, очень быстрое и образное мышление. Быстро учатся и схватывает новые знания все «на лету», но также и быстро забывает ту информацию, которая не используется. В сексуальном плане легковозбудимые, но быстро насыщаются и устают. Гибкость; самый изящный из трех типов. Быстро разговаривают и ходят. Тенденция к холодным рукам и ногам, что заставляет его чувствовать себя некомфортно в холодных, ветреных климатических условиях. Легковозбудимая и живая индивидуальность. Изменчивые капризы. Нерегулярный распорядок дня. Переменчивый аппетит и пищеварительная деятельность. Высокая энергия с краткосрочными «взрывами»; быстро утомляется и быстро перенапрягается. Полный радости и энтузиазма, когда в гармонии с окружающей средой. Подвержен «наплывам» чувства страха, мнительности и беспокойства. Тенденция действовать импульсивно. Часто мысли опережают действия. В большинстве случаев имеет сухую кожу и волосы, и мало потеют. Типичные проблемы  здоровья включают головные боли, эмоциональную гипертонию, сухой кашель, ангина, боли в ухе, беспокойство, нарушение сердечных ритмов, судороги мускулов, боль внизу поясницы, запоры, газообразование, диарею при стрессах, вздутие живота, пмс, сексуальные дисфункции, артрит.  Большинство неврологических беспорядков связано с неустойчивостью типа Вата.
Физические особенности Вата. Люди с конституцией Вата в большинстве случаев физически слаборазвиты. У них зачастую плоская грудь, а их вены и сухожилия выступают на поверхности кожи. Цвет лица коричневатый, кожа является холодной, грубой, сухой и обезвоженной. Люди Вата вообще или слишком высоки или слишком низки, с тонкими костными структурами, которые хорошо выделяются и видны из-за плохого развития мускулов. Волосы являются вьющимися и скудными, ресницы – тонкими, а глаза зачастую тусклые. Глаза могут быть глубоко посаженными, маленькими, сухими, и активными. Ногти являются мягкими и ломкими. Физиологически, аппетит и переваривание пищи являются переменными, и зачастую медленными. Люди Вата любят сладкие, кислые и соленые на вкус блюда и горячие напитки. Производство мочи скудно, а фекалии являются сухими, твердыми и малыми по количеству, склонны к запорам. Люди этого типа мало потеют. Их сон поверхностны и чуткий, страдают бессонницей из за большого количества беспорядочных мыслей. Руки и ноги у них холодные и они часто мерзнут. Эти люди имеют небольшую силу воли, имеют тенденцию к умственной неустойчивости и у них практически отсутствует терпимость и уверенность в себе. Люди Вата имеют тенденцию зарабатывать деньги быстро и также быстро их тратить. Таким образом, они имеют тенденцию оставаться небогатыми людьми.
Признаки неустойчивости Вата Доша. Нервозность, быстрое наступление усталости, изнурение, неустойчивость к стрессам. Возбужденный, не может сконцентрироваться. Взволнованный, боящийся всего. Возбужденный ум. Нетерпеливый, беспокойный или гиперактивный. Застенчивый, и неуверенный. Не может быстро принять решения, мнителен, нерешителен. Потеря веса. Бессонница; проснувшись ночью, трудно затем снова уснуть. Различные обобщенные боли, острые боли, артрит, жесткие и болезненные суставы. Очень чувствительный к холоду, и ветрам. Сухая, грубая, облупленная кожа, потрескавшиеся губы. Сердечная аритмия, запор, проблемы с кишечником, газы, частые отрыжки. Сухой кашель, ангина, сухие глаза.
Общие правила для поддержания хорошего состояния здоровья для Вата. Для Вата, очень трудно поддерживать постоянные привычки, то есть, принимать пищу и спать в определенное время. Но это - самая важная вещь для людей этого типа. Когда люди Вата находятся в негармоничном состоянии, они могут чувствовать себя почти опустошенными, и им обязательно нужно организовать свой день, и такие вещи, как сон и еда должны приниматься в свое время – это очень важно для всех людей Вата типа. Достаточно отдыхать, и следить за гармонией с окружающей средой, как в личных отношениях с близкими, так и с другими людьми, учитывая экологические обстоятельства, которые могут способствовать гармоничному существованию Вата. Также важно отрегулировать умственные и физические импульсы и изменить свои отношения, чтобы эмоциональное состояние было гармоничным. Сладкие, кислые, и соленые вкусы уменьшают влияния вата. Молоко, пшеница, рис, и немного фруктов и ягод могут обеспечить сладкие и кислые вкусы, которые так необходимы этому типу людей. Практика хатха-йоги в задумчивом настроении очень благоприятно влияет, также как тай-чи, ходьба, и плавание в теплых водах. Вата людям стоит избегать напряженных, авантюрных, безумных действий. Ежедневные размышления благоприятно влияют на глубокое расслабление.

Общие принципы успокоение ваты.
Общие рекомендации: отдавайте предпочтение теплой пище и теплому питью, маслянистым (жирным) продуктам, а так же пище с преобладанием сладкого, кислого, соленого и острого вкусов. Ежедневно (утром и вечером) умащивайте тело кунжутным маслом и эфирными маслами. Принимать пищу лучше в компании и в строго определенное время. Лучшие цвета для одежды и медитации – желтый, оранжевый и красный. Темных цветов избегайте. Лучшие камни – жадеит, нефрит, оливин, изумруд, топаз, рубин, гранат. Лучший метал – золото. Избегайте холодного ветра, сырости, лишних поездок, телевизора, радио, кино, а так же лишних разговоров и размышлений. Занимайтесь йогой: она окажет на вас успокаивающее и укрепляющее действие. Физические упражнение должны быть не слишком энергичными и не требующими большой затраты сил. Принимайте тонизирующие слабительные, такие как льняное семя или блошиная трава. Избегайте строгих диет и голодания, а так же сухих продуктов, холодной пищи, холодных напитков и пищи с преобладанием горького, вяжущего и чрезмерно острого вкуса. Принимайте пищу понемногу, но часто. Старайтесь ложиться не позднее 22 часов. Если вы склонны к бессоннице, пейте на ночь успокаивающие (например, 1 чайная ложка валерианы). Люди вата-типа лучше всего чувствуют себя в теплом, влажном климате. В холодное время года, обязательно защищайте от мороза и ветра голову, шею и грудь.

Концепция трех Гун.

Как и доши, гуны являются составляющими организма. Их тоже три: саттва, раджас и тамас. Они определяют человеческую природу, убеждение и восприятие. Саттва олицетворяет собой субъективный мир, способность воспринимать и манипулировать информацией. Саттвическая гуна обычно упоминается в контексте чистоты. Это идеальное состояние ума, характеризующееся легкостью, сосредоточенностью, сознанием, счастьем и просветлением. Саттва гунна делает человека очищенным, свободным от страстей и желаний. Это эссенциальное понятие ума, возможностей организма и деятельности пяти органов. Саттва отвечает за восприятие, гармонию ума, поддержание чистоты и мира. Правильные саттвические действия это первые ступени самореализации. Раджас – самая активная из трех гун. Его главные характеристики – движение и возбуждение. Это та сила, которая собирает вместе саттву и тамас. Все желания, амбиции, замыслы, в общем, любое непостоянство ума – все это свойства раджаса. Человек с доминирующим раджасом, в жизни ищет, прежде всего, разнообразия. Тамас это объективный мир, с его пятью элементами, образующими вселенную. Продукт тамаса – волнение в процессе восприятия и мыслительной деятельности. Эта гуна характеризуется тяжестью и иммунитетом. Людей с переизбытком тамаса нередко называют ленивыми и тяжелыми на подъем. Все эти три гуны образуют нематериальную конституцию человека: его душевный мир и психологические процессы. Любой вид дисбаланса приводит к психическим расстройствам. Когда из общей картины выпадает саттва, человек страдает от стресса, негативных мыслей и желаний. В то же время, равновесие саттвы и раджаса толкает человека на путь духовного самосовершенствования. Святые и пророки могут питаться только одной саттвической пищей. Людям, живущим в миру, не обойтись без раджастической пищи. Они должны придерживаться равновесия между раджастическим и саттвическим питанием и не злоупотреблять тамастической пищей. Вообще Аюрведическая кухня, несмотря на то, что она должна соответствовать теории трех гун, аппетитно выглядит, прекрасно пахнет и отличается экзотическим вкусом. Она выводит токсины из организма и повышает тонус. Аюрведическое приготовление пищи - это искусство, этот процесс у знающих людей становится своеобразной Тантрой.

                         Пищеварительный огонь Агни.

           Агни - это биологический огонь, который олицетворяет процесс обмена веществ. Он трансформирует одно вещество в другое, помогает человеку меняться. Агни находится во всех пищеварительных каналах, где отвечает за переваривание и усвоение пищи. Основная функция Агни – обеспечение процесса пищеварения. Если с этим биологическим огнем что-то случается, человека одолевает масса заболеваний. Выведение и нейтрализация токсинов, бактерий, вирусов, поддержка иммунной системы – вот еще несколько функций Агни. В человеческом теле присутствует тринадцать видов огня. Самый главный из них – джатхарагни, функционирующий на желудочно-кишечном уровне. Он разделяет вещества на полезные, которые передает в кровь и отработанные, которые впоследствии выводятся из организма. Другие виды Агни – семь дхатагни и пять бхутагни. Дхатагни отвечают за обмен психологических процессов, а также биохимические процессы анаболизма и катаболизма. Бхутагни, это форма жара внутри организма, благодаря которому пребывают в равновесии пять основных элементов (панчамахабхута). Именно благодаря бхутагни первоэлементы попадают в пищу в процессе ее переработки. Другая классификация Агни построена на его проявлении в жизни человека. Сильный огонь (тикспагни) свойственен людям питта доши. Переизбыток этого огня приводит к опасности повышенной кислотности и вирусных заболеваний. Тихий огонь (мандагни) связывают с капха дошей. Люди с характерным тихим огнем слабо переваривают пищу, у них понижена секреция. Симптомы тихого огня в организме – отсутствие аппетита, склонность к полноте. Непостоянный огонь или висамагни – порождение вата доши. Люди с таким типом Агни страдают гастритами, кишечными расстройствами, запорами и другими брюшными недомоганиями. Он ослабляет иммунную систему, нервную систему, кости и верхнюю дыхательную систему. Изобилие непостоянного огня приводит к частой смене периодов острого голода и полной апатии к пище. Самагни или гармоничный огонь – результат равновесия всех трех дош. Он проявляется у людей, которые следят за своим питанием, не злоупотребляют ни отдыхом, ни работой. Они удовлетворены, у них стабильное эмоциональное состояние и аппетит. Когда Агни в гармонии, человек забывает что такое эмоциональная неустойчивость и недомогания пищеварительной системы. У таких людей всегда свежее дыхание, от них приятно пахнет.

Распорядок дня по Аюрведе.

          Аюрведа рекомендует в определенное время суток, равно как и в определенный период года, заниматься своим видом деятельности. Это помогает сохранить природный баланс дош. Дневной режим на санскрите называется «диначарья». Считается, что свой день нужно согласовывать с движением солнца, луны и других планет. Диначарья это лучшая профилактика заболеваний. Ученые уже давно доказали, что наше тело живет по ритмам и циклам. Большинство функций нашего тела подчинено дневному циклу. Наш вес меняется в течение дня и достигает максимума к вечеру, вечером температура тела самая высокая, секреция перед сном останавливается. Каждый день состоит из двух волн, состоящих из времени ваты (2.00 – 6.00 и 14.00 – 18.00), питты (10.00 - 14.00 и 22.00 – 2.00) и капхи (6.00 – 10.00 и 18.00 – 22.00). Базируясь на этих циклах, Аюрведа дает рекомендации касательно режима дня. Исключением из этого режима являются дети, старики, кормящие матери, больные и страдающие лихорадкой.
Наши биологические часы настроены на солнце, так что идеальное время для пробуждения это 4.30 - 5.00 утра (14-ый период ночи). Это самое саттвическое время – самое чистое и свежее. Последняя часть ночи управляется ватой. Рассвет это лучшее время для очищения тела, в это время хорошо выводится капха, скопившаяся за ночь. Не подавляйте в это время природные позывы организма, так как это может привести к заболеваниям. Во время чистки зубов не забудьте о языке. Аюрведа говорит, что он является отражением состояния толстой кишки. Ротовую полость рекомендуется полоскать с соленой водой, а умываться – с розовой водой, чтобы улучшить зрение. Уши массируются с небольшим количеством масла сезама или миндаля.
Физические упражнения в Аюрведе называются вьяяма. Йога, аэробика, пешеходные прогулки, плаванье – если всем этим заниматься регулярно, тонус заметно повысится. Утренняя зарядка пробуждает тело и ум, укрепляет огонь и дает ощущение легкости и радости, наполняя тело хорошей праной. Но упражнениями не нужно злоупотреблять, так как это усиливает вату. Незаменимой вещью также является массаж. В Аюрведе он называется абхьянга, он устраняет холод, сухость и раздражение, улучшает кровообращение, выводит шлаки и расслабляет. Массаж – одно из лучших средств против старения. После упражнений и массажа обязательны водные процедуры. Голова и шея не должны попадать под горячую воду. Короткая медитация – лекарство против стресса и перенапряжения. Она помогает утолить умственный голод, контролировать желания и является ключом долгожительства. Ежедневная медитация помогает поддерживать здоровыми и ум, и тело, она увеличивает концентрацию, очищает мысли.
Завтракать нужно легко, с большим количеством свежих фруктов. Многие исследования подтвердили, что минимизация поглощаемых калорий при увеличении питательных веществ – чуть ли не единственное средство против старения. Ужин (18.00 – 19.00) тоже должен быть легким. После ужина не лишней будет легкая прогулка с друзьями или с семьей. Многие из тех, кто практикуют Аюрведу, отказываются от приема ужина, особенно те, кто сосредоточен на духовном аспекте. Сон должен составлять не менее 7 часов, причем засыпать лучше около 22.00. Для тех, кто страдает нарушениями сна, полезным будет массаж стоп перед отходом ко сну – это успокаивает нервную систему. Для многих работа - это все. Здесь мы проводим как минимум третью часть жизни, работа определяет наши эмоции и настроения. Но далеко не все знают, что работа должна соответствовать типу конституции. Люди вата-типа обычно любят работу, которая требует внезапных всплесков энергичности, но она их довольно утомляет. Им следует избегать мест, где воздух холодный и сухой. Люди питта-типа очень практичны, они хорошие администраторы, но по природе не склонны думать. Они по натуре агрессоры и никогда не дадут себя в обиду. Они не понимают отсрочек и каких-либо помех своим планам, а также стараются максимально разделить свою работу и личную жизнь. Им следует избегать работы, которая физически изматывает и подразумевает пребывание в жарком помещении, а также подразумевает общение, в котором больше необходимо слушать. Люди с доминирующей капхой стабильны и хорошие менеджеры. Они должны сознательно подойти к тому, чтобы внести в ежедневную рутину разнообразие.
Краткие рекомендации. Взгляните, как похожа мудрость аювердического учения на мудрость наших европейских предков:

  1. · пробуждаться с восходом солнца.
  2. · после того как встали, посетите туалет.
  3. · омовения всего тела нужно проводить каждый день.
  4. · тоже касается медитации и чтения мантр.
  5. · и утром и вечером 12 упражнений пранаямы.
  6. · завтракать до 8:00 утра.
  7. · руки мыть не только до, но и после еды.
  8. · зубы очищать после еды каждый раз.
  9. · совершать прогулки в 25 мин. каждый раз после еды.
  10. · есть молча, думая о пище и пользе которую получаем.
  11. · кушать медленно, хорошо и долго разжевывая.
  12. · массажировать десны с маслом каждый день.
  13. · раз в неделю следует поститься.
  14. · спать следует ложиться до десяти часов вечера.

Краткие рекомендации и дополнительные советы:

  1. Наблюдение за восходом хотя бы в течении 10 минут ежедневно улучшает зрение, тем же свойством обладает созерцание огня.
  2. Естественные физиологические проявления нашего тела сдерживать нельзя. Это относится к зевоте, чиханию, кашлю, газам, и.т.д.
  3. Массаж с маслом улучшает кровообращение и уменьшает избыток ваты.
  4. Не спите на животе.
  5. Запах исходящий от тела говорит о том, что в нем есть токсины.
  6. Страх, а так же излишние разговоры рассеивает энергию.
  7. Беспокойство делает сердце слабым.
  8. Ненависть и гнев ухудшают питту.

Аюрведический календарь

         Слово «пракрити» означает тип тела и его природу. Смены сезонов согласно Аюрведе меняются согласно изменению пропорций пяти элементов; а вместе с ними и меняется соотношение дош. Холодная сухая погода усиливает вату, жаркая влажная увеличивает питту, а холодная и влажная погода усугубляет капху. Чтобы избежать сезонного дисбаланса дош, Аюрведа рекомендует подстраивать под изменения в природе деятельность человека. По Аюрведе в году два периода времени: южный (аадан каал) и северный (висарга каал). Эти два периода определяются положением солнца (до зимнего и до летнего солнцестояния). В южный период усиливаются солнце и ветер, а в северный – земля и луна. Год также делится на шесть сезонов (рит): сезон муссонов (варша), осень (шарада), зима (хеманта), поздняя зима (шишира), лето (гиршма), весна (васанта). Первые три сезона относятся к северному периоду, вторые – к южному. У каждого сезона свои особенности, которые влияют на доши и формируют поведение людей. В сезон муссонов активизируется вата, ослабляется пищеварение. Следует употреблять легкоусвояемую пищу, посещать массажи с применением масел, часто принимать ванну, пить прохладную кипяченую воду с добавлением меда, не спать в дневное время. В пищу употребляются бобовые, мясо, супы и злаки. Рекомендуется пройти курс терапии Панчакарма. Зимой в сезоны хеманта и шишира пищеварение потихоньку набирает силу. Вата успокаивается под действием холодов. Предпочтение отдается пряной, острой, соленой и сладкой пище, а также рису. Можно есть также блюда из пшеничной муки, молочное, блюда из сахарного тростника и кукурузы. Рекомендуется делать массаж с применением масел и принимать теплые ванны. Нельзя мерзнуть и забывать о зарядке. В больших количествах пьется теплая вода, теплое молоко и сок. В это время усиливается половая жизнь. В летний сезон солнечные лучи начинают ярко светить и вата вновь усиливается за счет уменьшения капхи. Необходимо увеличить количество выпиваемой жидкости, уменьшить количество упражнений. В пищу употребляется вареный рис с мясом, пшеничная мука и творог. Следует избегать острой, кислой и соленой пищи, а также прямых солнечных лучей. Весной солнечные лучи растапливают капху, что уменьшает пищеварительную активность, вызывая разнообразные заболевания. В пищу не употребляется кислое, сладкое, жирное тяжелое для переваривания, запрещен дневной сон. Рекомендуется кушать ячмень, мед, пшено, жареное мясо, рис и горькие овощи. Из физических процедур – активные упражнения и массажи. Кроме того, проводится профилактическое закапывание носа. В шарада риту холодный период внезапно сменяет солнце и усиливает питту. В этот сезон употребляется легкоусвояемая пища: рис, зеленый горошек, мед и сахар, а также творог, капуста, сыр и молоко; принимаются теплые ванны; не рекомендуется принимать продолжительные солнечные ванны и подставлять себя под восточные ветра.

Современное состояние Аюрведы

     Вначале ХХ века врачи-аюрведисты организовали свою профессиональную ассоциацию, которая бы защищала их права и представляла в широкой общественности. Рост таких организаций начался после 1947 года, когда Индия получила независимость. Сегодня Аюрведа официально признанная медицинская система, по крайней мере, в Индии. Центральное консульство индийской медицины (CCIM - Cenetral Council of Indian Medicine) управляет и рекомендует темы для исследований в пределах этой системы. В некоторых штатах Индии Чарак Самхита и Сушрута Самхита включены в курс современной медицины. Отличившимся специалистам по Аюрведе вручается личная награда президента Индии. Кроме того, ежегодно, на праздник Дханвантари джаванти, самому известному человеку года в медицине, в том числе и Аюрведе, вручается престижная награда «Премия Дханвантари». В Керале (штат Индии) политика штата направлена на исследования и практику Аюрведы. Это привело к возникновению здесь великолепно оснащенных центров аюрведической медицины (Вайдья шала), а также фармацевтических компаний, которые изготавливают лекарства из растений Гатского горного хребта по аюрведическим рецептам.
Как результат слияния западной и восточной культур, на Западе стали использоваться такие типы лечения, как аюрведический массаж, коррекция питания и применение трав. В США существует Национальный институт аюрведической медицины – исследовательский институт, который занимается разработками в этой сфере. Его основатель – Скотт Герсон опубликовал серию работ, посвященных противогрибковым действиям аюрведических трав. Некоторые фармацевтические компании и академические учреждения вошли в конфликт с индийскими академиями и практиками традиционной Аюрведы из-за авторских прав на гомеопатические продукты, производимые западными компаниями. Практики Аюрведы имели возможность убедиться в эффективности этих средств, в течение многих столетий, поэтому они настаивают, чтобы права на патент не выходили за пределы Индии. Иск по поводу лекарства из турмерика (1993-97 года) далеко не единственный пример продуктов, произведенных на западе без малейшего внимания к аюрведическим нормам. Система защиты интеллектуальных прав Ванадана настаивает на повторном рассмотрений патентов на лекарства из нима, амлы, яр амлы, салаи, дудхи, карела, гульменди, чамкура и многих других. Семь американских и четыре японских фирмы получили патенты на формулы, содержащие растение ашвагандха. Плоды, листья и семена индийского медицинского растения витания сомнивера, традиционно используются в аюрведической системе как афродизиаки, диуретики и лекарства от потери памяти. Японцы добавили к этому списку лечение кожных заболеваний и профилактику бесплодия, а американцы – артрит.

Критика Аюрведы

Аюрведа говорит о том, что болезнь и недуг есть результат потери равновесия дош. Это противоречит современной научной трактовке заболеваний с точки зрения патогенных факторов, вирусов, бактерий и генетических нарушений. Как бы то ни было, многие аюрведические школы и учреждения, использующие современные методы исследования, отказались от целостной древней системы, пытаясь адаптировать ее под современное общество.
Предметом критики часто становятся недостаток скрупулезных научных исследований и клинически опытов в аюрведическом направлении. Национальный центр дополнительной и альтернативной медицины заявляет, что: «количество клинических опытов согласно аюрведическому подходу мало, возникают проблемы с проектами исследований, недостает специалистов в группах контроля и все это приводит ко вполне понятным результатам». Специфические исследования, касающиеся Аюрведы, проводятся в Индии государственным органом Центральное представительство исследований в сфере Аюрведы и Сиддхи (CCRAS - Central Council for Research in Ayurveda and Siddha) через национальную сеть исследовательских институтов. Изучением различных аспектов Аюрведы занимаются и многочисленные негосударственные учреждения. Но, в любом случае, кардиолог доктор М.С. Валиасан замечает о ситуации в стране, что «клинические исследования, которые бы удовлетворили Всемирную Организацию по охране здоровья, в Индии угрожающе немногочисленны, в отличие от пациентов, толпящихся в аюрведических госпиталях».
Использование некоторых аюрведических лекарств, особенно гомеопатии, металлов, минералов может привести к серьезным рискам, таким как отравление токсинами. Исследования журнала американской медицинской ассоциации обнаружили в препаратах, производимых в Латинской Америке существенный уровень ртути и Арсения (около 20%). По инструкции производителя все двадцать процентов должны абсорбироваться организмом. Аналогичные расследования в Индии подтвердили полученный результат. В ответ практики Аюрведы говорят о том, что тяжелые металлы всегда были частью формул и использовались веками. Они использовались в пределах норм безопасности, а упоминания о них можно найти в древних текстах, так что это не причина для начала судебного иска». Некоторые критики также задают вопрос о безопасности аюрведических средств, вызывающих «чудесное излечение». Они приводят такой аргумент, что использование Аюрведы в течение столетий не является гарантией безопасности, а фундаментальные процессы и концепции, упомянутые в древних текстах, подлежат детальному рассмотрению.

Расаяна

Расаяна – это клинический раздел древней индийской медицины Аюрведы, не имеющая аналогов в привычной нам медицине. Слово Расаяна переводят с санскрита как "терапия омоложения", но всем известно, что средства для возвращения молодости бывают только в сказках. Однако комплекс мер, называемый этим термином, эффективнейшим образом замедляет старение организма, препятствует преждевременному старению и во многих случаях способен восстанавливать поврежденные ткани. В него входят полное очищение организма (т.е. Панчакарма) и последующий прием специальных препаратов омолаживающего действия на фоне особой диеты и режима. Если этот комплекс проводится на достаточно ранней стадии, он воздействует на метаболические процессы, снижая риск проявления заболеваний, к которым генетически предрасположен индивид. Если же болезнь все же проявляется, то терапия Расаяна, безусловно, снижает тяжесть болезни и улучшает клинический прогноз. Расаяна рекомендуется даже детям - она препятствует проявлению патологий, к которым предрасположен организм, она показана также людям пожилого возраста.
Расаяна известна как средство, обеспечивающее долгожительство, но едва ли найдется человек, которому хочется долго жить, страдая от старческих немощей. Речь идет о здоровой, счастливой старости, и здесь роль Расаяны невозможно переоценить. Старение - процесс неизбежный, но стареть можно по-разному. В Аюрведе разработаны методики, позволяющие человеку дожить до глубокой старости, сохраняя при этом крепкое здоровье, высокий интеллект и способность радоваться жизни. Достижения современной науки увеличили продолжительность человеческой жизни, во всяком случае, в развитых странах, но отнюдь не решили проблему качества жизни в пожилом возрасте. Регулярное воздействие процедур ПАНЧАКАРМЫ и РАСАЯНЫ вместе с соблюдением соответствующих диетических предписаний - залог здоровой и полноценной жизни в любом возрасте. Аюрведа - это древнейшая на Земле система поддержания совершенного здоровья. Это название буквально переводится с Санскрита как “Наука Жизни”.

В заключение

Для создания этой статьи мы намеренно использовали классические Аюрведические труды, что бы ни выйти за рамки науки. Но те, кто изучает глубоко концепцию (хотите философию) восточных медицин, и сравнивают их, те непременно обнаруживают артефакты противоречащие друг с другом. Эти несоответствия касаются лишь глубокой философии, и ни в коем случае не отражаются в процессе терапии болезней. Кто заинтересовался этими артефактами, тот может прочитать статью «Вся правда о восточной медицине», в статьях. 
Описание Дош в Аюрведе, особенно внешних признаков, таких как цвет и форма глаз, цвет и качество волос, цвет кожи, рост, указаны чисто индийские. Эти качества эволюционируют в определенных климатических условиях и подчиняются им.  В России, где в течение короткого времени в тысячи лет, произошло глобальное смешение рас, народов и национальностей, эти признаки становятся вторичными. Врач Аюрведы и Тибетской медицины должен более исходит из психических и  эмоциональных показателей пациента, которые есть суть человека.

Доктор Аюрведы и Тибетской медицины Бай-Бал. 

Калининград, октябрь, 2008 год.