Вакуумтерапия

ВАКУУМ-ТЕРАПИЯ
В ВОСТОЧНОЙ МЕДИЦИНЕ

2012 г. 

Бай-Бал (Прокопьев, П.П.). Вакуум-терапия в восточной медицине:
учебное пособие.
- Калининград: Изд-во «Клиника Аюрведы и Тибетской медицины», 2012.-154 с.

 

Хронические болезни -  это, как правило, медленно прогрессирующие длительные заболевания. Сегодня хронические болезни - инсульт, инфаркт, рак, хронические респираторные заболевания и диабет - являются главной причиной смерти в мире.  Они вызывают 60 - 80% всех случаев смерти. Современная медицина, признавшая свое бессилие в лечении этих болезней, уповает на достижения научно-технического прогресса, ожидая от него однозначных методов исцеления.
Величайшая ошибка сегодняшней медицины, по нашему мнению, состоит в том, что она предлагает лечить разных людей одними и теми же методами и почти не берёт во внимание того, что организмы людей отличаются изначально. Восточная же медицина в лице величайших врачей древности Асклепия (Эскулапа), Гиппократа, Галена, Авиценны, Парацельса многократно и небезосновательно утверждала: чтобы успешно излечивать хронические болезни, людей надо разделить на конституции, или, как говорил Авиценна,  на натуры.  Переводя эту мысль на современный язык, можно сказать: нельзя всех стричь под одну гребёнку - нельзя лечить людей одинаково, без учёта особенностей организма отдельного человека. Это провально. Уровень смертности людей в нашем, казалось бы, относительно благополучном мире – подтверждение этому. 
Цель нашей работы - на примере применения вакуум-терапии показать взаимосвязь современного метода лечения с концепцией трёх дош (конституций - по Аюрведе). Мы хотели бы познакомить читателя с тем, как на практике действует метод вакуум-терапии, когда учитываются особенности организма человека.  Работа наша несёт просветительский характер. Нам важно, чтобы не только практикующий врач,  но и самый обычный человек разобрался в этом  методе и увидел его преимущества. Поэтому мы старались, насколько возможно, меньше теоретизировать, меньше загромождать голову читателя  научными сведениями, медицинскими терминами. С той же целью, мы постарались сделать работу более наглядной, используя для этого множество рисунков, таблиц и фотографий.
          Надеемся, что эти знания, по крупицам собранные нами в течение двух  десятков лет, дадут возможность врачам-остеопатам, массажистам, мануальным терапевтам,  врачам эстетической медицины достичь  положительного результата  при лечении методом вакуум-терапии,  а  обычного человека познакомят с особенностями этого метода лечения хронических заболеваний и сориентируют в том,  как помочь себе и своим близким.

© Бай-Бал (Прокопьев Павел Прокопьевич), 2012 

ОГЛАВЛЕНИЕ 

Предисловие…………………………………………………………………….. 3

Введение………………………………………………………………………….9

Глава 1. Классификация вакуум-терапии………………………....................16
§ 1. Простая баночная терапия………………………………….............18
§ 2. Ручная вакуум-терапия……………………………………………..24
§ 3. Стационарная вакуум-терапия……………………………………..27


Глава 2. Вакуум-терапия в восточной медицине…………………………….32
§ 1. Концепция трёх дош…………………………………………………35

§ 2. «Питта»……………………..…………………………………….......51

§ 3. «Капха»…………………….…………………………………………54

§ 4. «Вата»…………………………………………………………….......57

§ 5. Основные характеристики трёх дош……………………………….61

§ 6. Показания и противопоказания для вакуум-терапии…..................66

§ 7. Уход за банками и их содержание…………………………..……...69


Глава 3. Динамические банки.

§ 1. Баночный массаж …………………………………………………...71

§ 2. Антицеллюлитный массаж …………………………………………75

§ 3. Быстрые банки …………………………………………………..…..81


Глава 4. Статические банки.

§ 1. Вакуум-терапия …………………………………………………….83

§ 2. Вакуум-терапия при заболеваниях позвоночника………………..86

§ 3. Вакуум-терапия заболеваний костно-суставной системы……….89

§ 4. Вакуум-терапия заболеваний бронхолёгочной системы………...90

§ 5. Вакуум-терапия заболеваний желудочно-кишечного тракта……91

§ 6. Вакуум-терапия заболеваний сердечно-сосудистой системы…...93

§ 7. Вакуум-терапия заболеваний мочеполовой системы…………….93

§ 8. Вакуум-терапия заболеваний нервной системы………………….94


Глава 5. Вакуум-магнитотерапия……………………………………………..97


§ 1. Лечение заболеваний костно-суставной системы……………….102

§ 2. Лечение заболеваний желудочно-кишечного тракта……………105

§ 3. Лечение заболеваний бронхолёгочной системы………………...107

§ 4. Лечение заболеваний мочеполовой системы………….................108

§ 5. Лечение заболеваний нервной системы………………………….110

§ 6. Репозиционная методика вакуум-терапии ………………………111

§ 7. Вакуум-магнитотерапия и 4 «золотых» правила ………………..113


Глава 6. Вакуум-рефлексотерапия.

§ 1. Вакуум-рефлексотерапия заболеваний…………………………...115

§ 2. Кровососные банки………………………………………………...119

§ 3. Вакуум-аутогемотерапия ………………………………………….132

§ 4. Вакуумные банки в гирудотерапии…………………………..136


Глава 7. Дополнение.

§ 1. Совместимость и последовательность процедур ………………..137

§ 2. Рациональное питание по дошам…………………………………139

§ 3. Пять «золотых» правил восточной медицины…………………...147

§ 4. Травы и ароматические масла по дошам…………………………150


Заключение …………………………………………………………………...153


Литература.

ПРЕДИСЛОВИЕ 

«Искусство лечения поначалу было одной из секретных наук жречества, и тайна его происхождения скрыта тем же покровом, что и тайна происхождения религиоз­ной веры. Все высшие фор­мы знания были с самого начала в распоряжении жреческой касты. Храм был колыбелью цивилизации. Жрецы, осу­ществляя свои божественные прерогативы, творили законы и следили за их исполне­нием, ставили правителей и управляли ими, обслуживали нужды живущих и на­правляли судьбы мертвых. Все ветви обуче­ния находились под контролем жрецов, ко­торые допускали в свой круг только интеллектуально и морально подготовленных к увековечиванию божественного дара жре­чества… Кандидаты, стремящиеся стать члена­ми религиозных орденов, проходили суро­вые испытания для того, чтобы доказать свои достоинства. Подобные процедуры назывались инициациями, или посвяще­ниями. Те, кто проходил испытания успеш­но, назывались братьями, и жрецы посвя­щали их в секретные учения. У древних никогда не разделялись философия, наука и религия, и каждая из этих дисциплин считалась частью целого. Философия была научной и религиозной; наука была фило­софской и религиозной; религия была философской и научной. Совершенная муд­рость полагалась достижимой только на пути полной гармонии всех трех проявлений умственной и моральной активности» ,- читаем мы в книге М. П. Холла. 
Хотя современные врачи полагают основателем своей науки Гиппократа,  древние лекари таковым считали бессмертного Гермеса. Гермес Трисмегист (Трижды Величайший), он же Кадм, Тот, Ибисоголовый, Меркурий, Один, Енох, Собакоголовый, оставил после себя, как утверждает Ямвлих, двадцать тысяч книг. Мането увеличивает это число до тридцати шести тысяч. Клемент Александрийский –  до сорока двух книг, в тридцати шести из которых, по его утверждению, содержалась вся философия египтян. Другие шесть книг являлись медицинскими.
Одна из величайших трагедий человечества заключается в утере практически всех сорока двух книг Гермеса. Эти книги исчезли во время пожара в Александрии. Гермес – основатель египетской цивилизации, изобретатель букв и чисел - увеличил год с 360 до 365 дней, установив порядок, преобладающий до сих пор, что само по себе говорит, какой масштабной личностью он являлся. По Гермесу, человек  имеет двойное происхождение и состоит из двух начал: телесного и бестелесного. Телесное (видимое, материальное, физическое) состоит из земли и воды – плоти, костей и телесных жидкостей. Бестелесное (невидимое, метафизическое, божественное) состоит из огня и воздуха –  сушумны, иды, пингалы, чакр, меридианов, ауры, мыслей, эмоций, мотиваций и прочего.
В трудах Гермеса, дошедших до нас, есть строки, свидетельствующие о его непоколебимой вере в то, что труды его останутся нетленными на все времена. Вот строки Трижды Величайшего, сохранённые веками: «О священные книги, которые были созда­ны моими подверженными порче руками, но которые были наполнены всевластным лекарством, несущим неподверженность та­кой порче, оставайтесь нетленными [и неповреждёнными] на все века, будучи невидимыми и ненаходимыми для того, кто воз­намерится обойти всю эту земную равнину, до тех пор, пока древнее небо не породит союзы, (которые демиург назвал душа­ми) достойные вас» . Так может, труды Гермеса не сгорели? Может, они ждут своего часа?
А кто же такой Гиппократ, клятву которого даёт каждый студент-медик? «Гиппократ – знаменитый врач из Коса, одного из Кикладских островов, преуспевший в Афинах во время нашествия Артаксеркса и из­бавивший этот город от ужасного мора. Его назвали «отцом медицины». Изучив эту науку по вотивным табличкам, пожертвованным исцеленными больными в храмах Эскулапа, он стал посвящённым и самым опытным целите­лем своего времени – в такой степе­ни, что был почти обожествлён. Его ученость и знания были громадными. Гален говорит о его писаниях, что они поистине являются гласом оракула. Он умер на сотом году жизни, в 361 г. до Р.Х.» , - пишет Елена Блаватская в своём «Теософском словаре».


Рис. 1. Гиппократ

М. П. Холл в деятельности Гиппократа усматривает причины, породившие впоследствии ошибки во врачевании больных людей: «Гиппократ, знаменитый греческий врач, живший в пятом веке до Р. X., отде­лил искусство врачевания от других наук храма и тем самым создал прецедент. Од­ним из следствий этого стало повсеместное распространение грубого научного материализма. Древние осознавали взаимозави­симость наук. Современные ученые этого не осознают, и вследствие этого неполные и незавершенные системы обучения стре­мятся утвердить индивидуализм. Труднос­ти, с которыми сталкивается наука нынеш­него времени, являются продуктом пагуб­ных ограничений, наложенных на науку теми, кто не хотел признать, что многое в этом мире превосходит пять первичных чувств человека» . Проще говоря, Гиппократ отделил бестелесную часть человека, оставив только телесное. Одним из следствий этого стало то, что мы сейчас и имеем: так называемая классическая, ортодоксальная медицина подходит к больному человеку, как к испорченной машине, в которой надо что-то удалить или заменить. И потому она бессильна перед хроническими заболеваниями, которые подчиняются более бестелесному, чем телесному.
Абсолютно верно то, что Гиппократ, снискавший славу на ниве древней науки, реформировал медицину.  Но для чего он это сделал?
Гиппократ, действительно, настоящий отец современной медицины. Благодаря его реформе она достигла небывалых успехов.  Но только в части физической. Религию и философию он отделил от медицины, чтобы большая часть человечества могла пользоваться ею, так как религиозная, философская часть науки об искусстве исцеления, принадлежавшая узкому кругу жрецов и фараонов, была непонятна большинству людей и пугала.  
Реформа со временем как бы «отпустила тормоза», и медицина, как и вся наука, сделала в понимании мира небывалый скачок от физического к метафизическому, обретая потерянное. Ярким примером этому является обнаружение современными учёными биополя не только живых существ, но и растений,  на  которое указывал еще Гермес.
У древних было мало законов, но все они были глобальными. Один из этих законов – закон подобия, или аналогии. В соответствии с ним, человек, родившийся на Земле, подобен ей. И если у Земли есть атмосфера, то она должна быть и у человека. Так мыслили древние. Они были убеждены, что эта атмосфера, аура, или биополе, пронизывает тело человека, имеет закономерное движение, скорость и плотность и играет первостепенную роль в образовании хронических заболеваний. Еще несколько шагов развития, и современная европейская наука приблизится к пониманию того, что известно восточной медицине уже тысячелетия.
Имеем ли мы право осуждать Гиппократа за реформирование современной ему медицины? Едва ли. Все науки того времени претерпели эволюционный путь в материалистическом направлении.
«В Средние века вновь были собраны, систематизированы и уточнены долго игнорировавшиеся аксиомы и формулы гер­метической мудрости. Теофрасту Гогенгейму, называвшему себя Парацельсом (что означает «более великий, чем Цельс»), мир обязан многими знаниями, в частности, древних систем медицины. Парацельс по­святил всю жизнь изучению и изложению герметической медицины (герметической философии). Каждое понятие и теория бы­ли просеяны сквозь сито его взглядов, и в то время как медицинское сообщество ста­рается умалить его достижения, поскольку не принимает его систему, оккультный мир знает, что он до сих пор является величай­шим из врачей всех времен и народов. Хо­тя сложный характер Парацельса настраи­вал против него людей, а его страсть к путе­шествиям называли бродяжничеством, он был одним из немногих умов, искавших синтез искусства врачевания с философ­скими и религиозными системами языче­ства и христианства».
Парацельса - этого великим наблюдателя - современники, знавшие его, называли вторым Гермесом, или же Трисмегистом Швейца­рии. «Он исходил Европу из конца в конец и, может быть, ходил и по восточным зем­лям, собирая суеверия и изучая утраченные учения. От цыган он многое узнал о лекар­ственных растениях, от арабов – о том, как делать талисманы, и о влиянии небесных тел. Парацельс полагал, что лечение боль­ных гораздо важнее утверждения ортодоксальной медицинской доктрины. Поэтому он пожертвовал официальной медицин­ской карьерой и, несмотря на преследова­ния, которым подвергался всю свою жизнь, яростно атаковал лечеб­ные системы своего времени. Основой его мировоззрения было убеждение, что все в природе является бла­гом для чего-нибудь. По этой причине Парацельс собирал плесень из склепов или полуноч­ную росу. Он был истинным исследовате­лем тайн природы.

 

Рис. 2. Парацельс

Парацельс испытывал высочайшее пре­зрение к модным в то время узким меди­цинским системам; его убеждение в их неадекватности лучше всего выражено им са­мим в его причудливой манере: «Но число болезней, которые происходят от некото­рой неизвестной причины, превышает премного те болезни, которые происходят от известных медицине причин, и для та­ких болезней наш врач не знает лекарств, поскольку, не зная причин, невозможно с болезнью справиться. Всё, что врачи могут осмотрительно делать, это наблюдать больного и делать догадки, а пациент должен быть доволен, что предписанная медицина не делает ему вреда и не мешает его выздо­ровлению. Самые лучшие врачи – это те, кто делает наименьшее зло». Есть такие врачи, в которых премногая ученость начисто вытесняет всякий здравый смысл, а другие врачи гораздо больше заботятся о своих доходах, нежели о здоровье пациен­тов. Болезнь не может приспосабливаться к знаниям врача; скорее, наоборот, врач должен понять причины болезни. Врач должен быть слугой природы, а не ее вра­гом. Он должен вести и направлять ее в борьбе за жизнь и не воздвигать препятст­вия на пути к выздоровлению» .

 

Рис. 3. Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст из Гогенгейма, известный под именем Парацельса
(1493-1541)

 

Вот как о Парацельсе отзывается Блаватская: «Парацельс. Символическое имя, принятое величайшим оккультистом средневековья – Филиппом Бомбастом Ауреолом Теофрастом фон Хохенхеймом, родившемся в округе Цюриха в 1493 г. Он был мудрейшим врачом своего столе­тия и самым знаменитым, ибо излечивал почти всякую бо­лезнь силою им самим изго­товленных талисманов. Он не имел ни единого друга, и был окружен врагами, наизлобнейшими из которых были церковники и их клика. Понятно, что его обвинили в союзе с дьяволом, также нече­го удивляться, что в конце концов он был убит одним неизвестным врачом, в возрасте сорока восьми лет. Он умер в Зальцбурге, оставив после себя много трудов, которые по сей день высоко ценятся у каббалистов и оккультистов. Многие из его изречений оказались пророческими. Он был ясновидящим высокой степени, одним из самых ученых и эрудированных философов и мистиков, и выдающимся алхимиком. Химия в долгу перед ним за открытие азота» .
Парацельс был истинным целителем, и не было заболеваний, которых он не вылечивал. Он учил, что человек с болезненным умом может отравить свою собственную эфирную природу, и эта инфекция, нарушая естественный ток жизненной силы, позднее проявится как физическая болезнь. Все хронические заболевания исходят из невидимой части человека, в этом и есть сокровенная тайна древней медицины. Классическая медицина, не веря и не изучая невидимую часть человека, бессильна перед психическими и хроническими заболеваниями. Собирание  Парацельсом плесени из склепов или полуночной росы вызывало недоумение у современных ему врачей. А потом в начале двадцатого века станут выделять из плесневых пенициллин, который положит начало эре антибиотиков. Ученые получат за это Нобелевскую премию. 
Древние знали больше и лечили лучше, а мы всякий раз изобретаем велосипед. Учёным, это наше глубокое убеждение, еще предстоит заново открыть росу, которую, действительно, надо собирать в полночь, в полнолуние и в определенное время стояния звёзд. В этой выделенной искусно и с большой осторожностью субстанции  есть невидимая часть, содержащая силу Солнца и Луны, которую можно сравнить с «живой водой».
Убеждение в том, что все причины болез­ней кроются в невидимой природе человека, есть фундаментальный принцип герметической медицины. Гермес, никоим образом не отрицая важности физического тела, тем не менее  верил, что материальная конституция человека является эманацией, или объекти­визацией его невидимых духовных принци­пов.
Всё чаще слышны голоса о необходимости реформы в медицине, изменении в законодательстве, указываются суммы денег, необходимые для таких реформ. Но  сострадательным и думающим врачам ясно, что медицина сегодня стоит у непреодолимой черты. И дело вовсе не в  законодательстве,  и не в суммах, нужных для её реформирования, а в возврате медиков к пониманию утерянной  в веках мысли о необходимости учёта бестелесной части человека при его врачевании. Если это произойдёт, человек предстанет перед учеными в своём целостном виде, и в медицине начнется золотой век.  Западная и восточная медицины – это русла двух рек, текущих в одном направлении. Они должны слиться в одну полноводную реку - мировую науку, изучающую искусство исцеления человека,  и совершенствоваться, обогащая друг друга, на благо всего человечества.

 

      Россия, Калининград, 12.12.2012 год.
Доктор Аюрведы и Тибетской медицины Бай-Бал.

 

 

В в е д е н и е

Аюрведа – древняя наука, изучающая жизнь, - была создана провидцами Индии тысячелетия на­зад. Окруженные природой, поддерживающей всякую жизнь, эти провидцы, или «риши», определили законы, согласно которым создается и разрушается здоровье и благосостояние. Аюрведа - «наука жизни» - способствует поддержанию хорошего здоровья, природной красоты и долголетия. Эта наука впервые была описана 5000 лет назад. Хотя Аюрведа и уходит корнями в древность, она основана на универсальных законах и представляет собой живое, развивающееся знание, столь же нужное сейчас, как и в прошедшие столетия.
Традиционная Аюрведа хорошо сочетается с современны­ми моделями целостного лечения, принимающими во внимание все аспекты здоровья человека — физический, эмоциональный и духовный. Помимо различных практик Аюрведа предлагает этим моделям более глубокое понимание того, каким образом тело и наши переживания составляют микрокосм великой Все­ленной и какие отношения существуют во взаимодействии на­шего внутреннего и внешнего миров.
Аюрведа учит, что здоровье достигается с помощью балан­са трех тонких энергий, известных как «Вата», «Питта» и «Капха». Эти энергии несут ответственность за существование всех форм материи («Капха»), силу и направление, в котором они движутся («Вата»), и трансформации, которым они подвергают­ся («Питта»). Поскольку все формы жизни обладают этими ка­чествами, целью Аюрведы является гармонизация этих сил, что приводит к развитию всех трех аспектов — физического, эмо­ционального и духовного. Все аюрведические практики лече­ния направлены на восстановление баланса этих сил, а не на устранение последствий его нарушения. Следовательно, Аюр­веда сосредоточивает внимание на причинах болезней, а не на их проявлениях. А так как каждому человеку присущ особый, свойственный только ему баланс этих трех сил, аюрведические практики не беспорядочны, а индивидуальны и специфичны. Эффективность такого подхода неизменно подтверждалась на протяжении столетий, и теперь аюрведические лечебные ре­жимы используются и совершенствуются во всем мире. Это, возможно, и служит причиной того, что Аюрведа считается матерью медицины.
Наряду со знаниями об использовании хирургических ме­тодов и сильнодействующих лекарств Аюрведа содержит цело­стную систему ежедневных практик по уходу за здоровьем: диета, физические упражнения, медитация, использование трав и практики по омолаживанию организма. Это не просто практи­ки для облегчения протекания болезни. Они составляют неотъемлемую часть всего процесса исцеления. Многие из этих практик  были приняты на вооружение западными целителями, которые трансформировали их в соответствии с требованиями западной культуры и изменением экологической ситуации. По­скольку такие трансформации согласуются с аюрведическими требованиями, их следует ценить за тот вклад, который они внесли в развитие Аюрведы в XX веке. Всё это свидетельствует о жизнеспособности и гибкости  Аюрведы - матери современной медицины.
Вакуумная терапия (баротерапия, декомпрессионная терапия) — это метод лечения и профилактики с помощью вакуума преимущественно хронических заболеваний и эстетических проблем. Это метод, при котором создаваемое отрицательное давление, воздействует на участок ткани или части тела таким образом, что расширяет сосуды, улучшает циркуляцию крови, лимфы, межклеточной жидкости и убирает застои в глубинных слоях тела. Уровень общего обмена веществ в таких тканях повышается в 3 - 4 раза и долго остается выше исходного на глубине до 5 см и глубже. Улучшается проницаемость сосудов. Резко увеличивается концентрация лекарственных веществ, введённых в организм накануне, повышая лечебный эффект препаратов. Усиливается всасываемость с поверхности кожи, обуславливая эффективность применения мануальных методов лечения позвоночника, суставов и внутренних органов. Древняя восточная мудрость гласит: «Хороший массаж доходит до глубоких мышц, а правильно поставленная банка до костей». Поэтому лучшие мануальные терапевты и массажисты стремятся к тому, чтобы в совершенстве овладеть вакуум-терапией - освоить один из действенных методов лечения многих заболеваний. 
В настоящее время вакуумная терапия, истоки которого можно найти в   баночной терапии, применяемой для лечения людей в глубокой древности, претерпевает качественное возрождение. Многие страны выпускают различные виды приборов, аппаратов и даже огромных агрегатов по вакуум-терапии. Эти аппараты или приборы могут быть простыми (ручными), сложными (стационарными) и комбинированными. К простым относится баночная терапия. Вакуум при такой терапии производится вручную, путём откачивания воздуха или с помощью огня. Сложные приборы отрицательное давление образуют с помощью электричества: посредством подключения к сети, батарейкам или аккумуляторам. Комбинированные - имеют устройства для дополнительного эффекта. В простых приборах в баночной терапии такими эффективными дополнениями являются валики, иглы, магниты, цвет. В сложных  приборах и аппаратах вакуумной терапии помимо валиков, цвета и прочего используют для лечения лазер, газы, жидкости и другие действенные средства.
В баночной терапии в древности использовались банки из твердых пород дерева или же бамбука, а также из глины, камней, рогов, фарфора, золота или серебра. В современном мире предпочтение отдают стеклянным, силиконовым, резиновым и пластиковым изделиям, что связано с простотой их обработки. Стационарные или переносные аппараты вакуум-терапии, как правило, используют силиконовые, стеклянные или пластиковые банки, которые иногда называют насадками. Банки, или насадки, могут быть различных размеров и объёмов.
В восточной медицине вакуум-терапия, или как раньше ее называли баночная терапия, всегда считалась и считается самым простым, доступным, но достаточно эффективным методом исцеления многих хронических заболеваний. При этом применение метода вакуумной терапии опирается на знание конституции (натуры) больного, которое всегда исходило и исходит из представления о четырех элементах (огне, земле, воде и воздухе) и их смешении.
Гермес, Гиппократ и Авиценна признавали концепции четырёх элементов. Если у Гермеса человек состоял из огня, земли, воды и воздуха, то у Гиппократа это были кровь, лимфа, жёлтая и чёрная жёлчь, что у Авиценны названы кровью, сафрой, лимфой и савдой (см. таб. «Четыре элемента»).

 

Гермес

Огонь

Земля

Вода

Воздух

Гиппократ

Кровь

Желтая жёлчь

Лимфа

Чёрная жёлчь

Авиценна

Кровь

Сафра

Лимфа

Савда

Таб. «Четыре элемента»

Аюрведа и тибетская медицины исходят из концепции трёх дош. В Аюрведе - это «Питта», «Капха» и «Вата», в тибетской медицине - это Жёлчь, Слизь и Ветер.  Медицина Парацельса исходит из трех алхимических понятий –  Серы, Соли и Ртути (см. таб. «Медицина трех конституций»).

Парацельс

Сера

Соль

Ртуть

Аюрведа

 Питта

Капха

Вата

Тибетская медицина

Жёлчь

Слизь

Ветер

Таб. 1 «Медицина трех конституций»

При этом, например, в Аюрведе четко указывается, что «Питта» состоит из огня и воды, а «Капха» из воды и земли, т.е. из смешения элементов.
Китайская медицина и другие близкие к ней восточные медицины исходят из концепции пяти элементов, но в то же время утверждают, что все болезни в конце концов делятся на иньские и яньские, которые в теле человека рассматриваются как холодные и горячие. Такого же мнения придерживается тибетская медицина, причём  яньские заболевания  характеризуются ею к тому же  полнотой и избытком, а иньские пустотой и недостатком (см. таб. «Пятиэлементная китайская медицина»).

Китайская медицина

Дерево

Огонь

Земля

Металл

Вода

  
Таб. 2 «Пятиэлементная китайская медицина»

 

Справедливости ради мы должны сказать, что существовало и семитипное разделение людей по конституциям. Скорее всего, оно явлось самым древним и было связано с семью планетами, известными в то время. Выделялись типы Сатурна, Юпитера, Марса, Солнца, Венеры, Меркурия и Луны. Разделение людей на семь типов являлось, пожалуй, самой идеальной концепцией терапии человека, которая охватывала все семь герметических причин болезней и их лечение. К сожалению, для человечества эта концепция утеряна. Наши поиски привели только к фрагментам этих сокровенных знаний.   
Миллионы врачей давали и дают «Клятву Гиппократа», признанного  отцом современной медицины. Но удивительно, что его основополагающая концепция о четырех жидкостях, которые имели лечебные характеристики тепла, влаги, холода и сухости (Огонь, Вода, Земля и Воздух), была забыта и, мало того, подвержена критике. Еще более удивительно то, что по прошествии веков эту концепцию ученые выведут снова под терминами «гомеостаз», «водно-солевой» и «кислотно-щелочной» баланс. А ведь «водно-солевой» и «кислотно-щелочной» балансы – это есть скрытое название тех четырёх элементов, из которых состоит человек, с их терапевтическими свойствами: теплом, влагой, холодом и сухостью. Показатели водно-солевого баланса,  относящиеся к воде и земле, имеют характеристики холода и влаги, а  кислотно-щелочного, относящиеся к огню и воздуху, имеют характеристики тепла и сухости. Действительно, все хронические заболевания происходят из-за нарушения гомеостаза - из-за повреждающего окисления или ощелачивания. Этот процесс может охватить как весь организм в целом, так отдельный орган или систему. Все присутствующие в теле простейшие, бактерии и вирусы тоже предпочитают кислую или щелочную среду.  При нарушении гомеостаза в кислую сторону безудержно размножаются кислотолюбивые организмы, а щелочеустойчивые погибают, и наоборот. Когда же в лабораторных исследованиях обнаруживают прогрессирующие показатели условно патогенной флоры той или иной среды, то считают именно эти организмы виновниками заболевания. Но наш внимательный читатель теперь знает, что не они являются причиной болезни. Причина любого заболевания - в разбалансировке человеческого организма.
Если сказать коротко, нарушение гомеостаза происходит из-за «четырех неправильных» по нисходящей, на которые указывают различные течения восточной медицины:
1) неправильное мышление;
2) неправильный образ жизни;
3) неправильное питание;
4) неправильное дыхание.
Здоровье же подчиняется «четырем правильным» по закону дуальности, или противоположности. Когда в народе говорят, что все болезни от нервов (имеются в виду хронические заболевания), в этом есть правда, так как неправильное мышление и ложная мотивация (сомнения, угрызения совести, зависть, переживания, стрессы, мнительность и т.п.) нарушают работу многих органов и систем, образуя в них застой, закупорки. Это способствует интенсивному окислению или ощелачиванию отдельных участков организма и ведёт к возникновению множества заболеваний, которым даны, как пишется в основном медицинском трактате тибетской медицины «Чжуд-Ши», бесчисленные имена, хотя причина у них одна. Ярким примером неправильного мышления служит способность и готовность человека к сомнению, чем он  отличается от животного. Частые сомнения, излишнее стремление анализировать свои поступки со временем оборачивается для человека множеством хронических заболеваний, которые накапливаются медленно, годами, точат его организм, как капля точит камень. Только в отличие от капли такие сомнения разрушают человека изнутри.
В диких, естественных местах обитания животные не подвержены хроническим заболеваниям. Вы не обнаружите у них ни артрозов, остеохондрозов, ни гастритов, ни холециститов. Смерть чаще наступает у них за счет травм или острых, заразных и паразитарных заболеваний. Ведь когда лиса с голоду терзает зайца, она не страдает от того, что зайцу сейчас невыносимо больно.
Осознание человеком неправильного образа жизни должно приводить его к правильному, который является индивидуальным по концепции трёх дош и предполагает, гигиену труда и отдыха, систематические занятия физкультурой, а также межсезонные профилактические, очистительные мероприятия. Тем же, кто страдает хроническими заболеваниями, необходимы еженедельные или ежемесячные профилактические мероприятия в соответствии с фазами луны. Все эти очистительные и поддерживающие процедуры человек должен уметь делать сам. 
Неправильное питание полностью подчиняется доше, и  коротко это звучит так: «Не важно, что вы едите, а важно как вы перевариваете». Диетология в Аюрведе разработана за несколько тысяч лет своего существования досконально, она рассматривает питание не только по доше, но и учитывает пол, возраст, сезон и местность. Вся диетология так же, как и лечение в Аюрведе, завязана на вкусах человека в соответствии с истиной: «Пусть ваша пища будет лекарством, а лекарство пищей».
Неправильное дыхание касается двух аспектов. Первый - качества окружающего воздуха (экологии), второй – «Пранаямы», науки о дыхании. Для того чтобы гармонизировать нарушенные неправильным мышлением и образом жизни органы и системы, необходимо овладеть дыхательной гимнастикой, которая зависит от индивидуальной доши и  особенностей поражения организма. 
Всё, о чём сказано выше, напрямую касается возникновения у человека хронических заболеваний, которые развиваются медленно, исподволь и чаще проявляются в среднем возрасте. А при возникновении острых эпидемических заболеваний - дизентерии, гриппа - эта схема работает иначе. Всё в таких случаях зависит от количества и силы зловредного агента, проглоченного или вдыхаемого.  При этом мотивация и образ жизни мало что значат. 
Величайшая ошибка современной медицины состоит в том, что она не признает разделения людей на их натуры, что приводит к невозможности влиять на причины возникновения хронических болезней. Попытка объяснить причины возникновения всех болезней проникновением в организм четырех патогенных зловредных агентов:  бактерий, вирусов, простейших и грибков -  тоже, по нашему мнению, величайшая ошибка.
Закономерно то, что все современные лабораторные методы диагностики приведены в соответствие с принципами   нынешней  медицины, которая их сама же и выработала, установив свои предельно допустимые нормы. Эти нормы уже выполнили свою задачу, и сегодня становится ясно, что методы современной диагностики работают, однако они во многом  устарели и не отвечают современным требованиям. Эти предельно допустимые нормы, которые являются усредненными нормами всего человечества, сейчас стали слишком широкими, тяжеловесными и грубыми. Мы здесь говорим о физиологических нормах, выход за пределы которых настораживает врачей, исходя из которых, назначаются углубленные исследования для выяснения состояния организма больного. Сейчас настало время разделить эти нормы по конституциям (дошам), отдельно для «Питты», отдельно для «Капхи» и отдельно для «Ваты», что позволит видеть и прогнозировать заболевания в начальной стадии развития. Такая концепция сузит существующие устаревшие нормы, и медицина станет действительно быстрореагирующей и профилактической. А  ведь руководствуясь современными  нормами, мы видим заболевания только тогда, когда оно сильно запущено. Если же эти нормы будут скорректированы по климатическим условиям проживания, сезонам и возрастам, то мы получим идеальную медицину, а если они будут индивидуализированы в рамках одного человека, то это будет истинная медицина. Заметим, что современная медицина технически и научно готова к этому.
Сегодня врачи классической медицины, узревшие принцип медицины
в символе Тетрактиса, могут стать лучшим целителями в своей области, так как все
современные препараты, методы и способы терапии можно использовать в соответствии с концепцией герметической медицины, или концепцией трёх дош. Всем, кто захочет подробнее узнать о символе Тетрактис, советую познакомиться с  нашей монографией «Тетрактис» , в частности с главой  «Медицина» на нашем сайте (www.Bai-Bal.ru).
«Философы всех ве­ков учили, что видимая Вселенная есть только малая часть целого и что по аналогии с физичес­ким телом человека эта реальность менее важна по сравнению со сложной конституцией невидимого. Большинство из медицинских систем современности полностью игнори­рует эту суперфизическую структуру чело­века. Они едва ли обращают внимание на причины болезней и все больше налегают на улучшение следствий. Парацельс, заме­чая ту же склонность у медиков его дней, проницательно утверждал: «Есть большая разница между силой, которая устраняет невидимые причины болезни, что и есть магия, и силой, через которую проявляют­ся просто внешние эффекты, заключаю­щиеся в исчезновении симптомов болезни, что и есть психическое волшебство или шарлатанство…  Болезнь – неестественное состояние, которое является свидетельством рассогласования между органами тела. Нельзя восстановить здоровье, пока не восстанов­лена гармония. Выдающейся заслугой гер­метической медицины является осознание того, что причинами физической болезни являются духовные и психофизические расстройства» .  
Так называемые новые открытия совре­менной науки являются часто повторения­ми того, что уже было сделано жрецами и философами далёкого прошлого  и что было изве­стно посвящённым ещё в античном язы­ческом мире. Нечеловеческое отношение людей друг к другу привело к по­тере знаний и формул, которые, будь они в сохранности, решили бы многие проблемы нашей цивилизации. Огнем и мечом расы и народы уничтожили наследие своих предшественников и потом неизбежно столкнулись с потребностью в той мудрос­ти, которую сами же и уничтожили.
Настоящая работа сделана по настоянию многочисленных наших друзей и учеников. Основа её закладывалась десять лет тому назад, но написание работы всё отодвигалось. Замысел должен был созреть, чтобы воплотиться в нечто конкретное и понятное. Мы сознательно отошли в работе от строгой научности и медицинских терминов и намеренно включили в неё обширный наглядный и практический материал, ибо нам хотелось бы, чтобы идеи, в истинности которых мы убеждены, были понятны обычному человеку, желающему оздоровить себя или помочь своим близким. Тех же, кто желает больше узнать, о строении кожи, мышц, сухожилий и их функциях, мы направляем к научным работам  Михайличенко П.П., Давыдова Ю.А., Ларичева Л.Б. и других авторов, которые внесли вклад в вакуум-терапию. А интересующихся традиционной китайской медициной (ТКМ) и вакуум-терапией, мы отсылаем к работам  У. Вэй Синя, Гончарука К.В., Гончарука Э.А., в которых эта медицина довольно полно представлена.

Способы применения вакуум-терапии

  1. Баночный массаж.
  2. Вакуум-терапия (быстрая, длительная).
  3. Вакуум-магнитотерапия.
  4. Вакуум-рефлексотерапия.
  5. Вакуум-аутогемотерапия.
  6. Кровососные банки.
  7. Репозиционная терапия.
  8. Отвлекающая терапия.
  9. Расслабляющая  терапия (для подготовки к мануальной терапии).
  10. Антицеллюлитная терапия. 
  11. Антистрессорная терапия.
  12. Постановка пиявок.  

 

Техника длительной вакуум-терапии (стоячих банок) такова. Если вы решили лечить больному спину, то укладываете клиента на кушетку в положении «лежа на животе». Нанесите энергично массажное или обычное растительное масло на спину клиента так, чтобы оно всосалось. Масло подбирайте по доше.  При этом вы должны стоять слева от клиента. Банка берется в левую руку, а насос - в правую. Затем банка ставиться на тело клиента в намеченное место, правой рукой с насосом вы откачиваете воздух из банки в 1 качок или более. И так продолжаете ставить банки по намеченной схеме (см. рис. Основные места расположения стоячих банок). После постановки банок надо укрыть пациента полотенцем, во-первых, чтобы пациенту было уютно, а во-вторых, чтобы банки не могли упасть на пол.

;

Рис. 2. Основные места расположения стоячих банок

 

Магниты бывают трёх видов: синие (отрицательные), красные (положительные) и зеленые (промежуточные, т.е. не отрицательные, но и не положительные). Мы их видим на фото 3. Зеленые магниты используются при вакуум-рефлексотерапии и в ситуациях, когда мы не разобрались в конституции больного. При этом мы должны предупредить желающих заняться баночной терапией, что при покупке большого комплекта, состоящего из 24 вакуумных банок (см. фото 2), мы не обнаружим в нём зелёных магнитов. В этот комплект зелёные магниты не входят. Они могут быть приобретены в  комплекте, состоящем из 12 банок.

 

 

Лечение магнитами  в процессе постановки банок осуществляется двумя способами.
            1. Использование только однополюсных магнитов в лечении положительными или отрицательными магнитными банками. Эффект от них - согревание или охлаждение. Согревание всегда есть «отдача», которая ведёт к улучшению восстановительных процессов, увеличению притока крови и лимфы, усилению работы органов и систем в целом. Охлаждение всегда есть «изъятие», которое  уменьшает воспаление, отек и боль, кроме того тормозит работу органов и систем. 
2. Использование одновременно  двухполюсных магнитных банок, положительных и отрицательных. Эффект от них (об этом  пишет Парацельс) - отталкивание и притягивание (см. таб. Методы постановки магнитных банок и их эффект).

 

Однополюсные

Двухполюсные

Красные (+)?

Синие (-)?

Синие - Красные

Красные - Синие

Согревание

Охлаждение

Притягивание

Отталкивание

 
Таб. Методы постановки магнитных банок и их эффект

Слева и справа от пупка находятся точки слизи и ветра толстого кишечника, на них ставятся банки с красными магнитами, а со стороны спины, под 4 поясничным позвонком устанавливается банка с красным магнитом (см. рис. 8). 
На 2 пальца ниже пупка находятся трёхустные точки тонкого кишечника, на них ставятся 3 банки, а со стороны спины банку ставят  под 5 поясничным позвонком (см. рис. 9). Под 1 и 3 поясничным позвонками находятся точки матки, куда ставятся банки в соответствии с конституцией при бесплодии, холоде и опухолях (см. рис. 10). 

На крестец ставится банка с красным магнитом при отеке яичка и задержке мочи от холода (см. рис. 11).
Тех, кто решил глубже изучить вакуум-рефлексотерапию в традиционной китайской медицине (ТКМ), отсылаем к короткой, но истинно научной работе доктора У Вэй Синя «Вакуум-терапия», которая была издана 1993 году в городе Уфа.   

Главным объектом  постановки кровососных банок является представители «Питта»-типа и мужчины «Капха»-типа, поэтому этот метод более развит в районах, где преобладает жаркий климат, а также там, где зимой холодно, а летом жарко, как, например в средней полосе России.
Некоторые считают, что кровососные банки может заменить лечение пиявками, или наоборот. Здесь мы должны сказать, что эти методы лечения имеют свои достоинства и недостатки, но они не являются равнозначными. Так, пиявки являются очень эффективным и быстро действующим средством, несравнимым ни с каким  другим, при обострении геморроя, при болезни или синдроме Пейрони. Подобного эффекта кровососными банками не достичь никогда. При этом пиявки воздействуют глубже, а кровососные банки – шире. Кроме того, пиявки ещё впрыскивают около 260 активных веществ в тело.  Применение  банок такого эффекта не  даёт. 

 

Фото.  Кровососные банки

На фото «Кровососные банки» показана постановка кровососных банок по ходу позвоночника. Запечатлён момент начала снятия доктором банок со спины пациента (см. фото 1). На фото 2  поставлены кровососные банки в области шеи (точки 1, 20, 21, 40, 2 и 3). Если  внимательно посмотреть на кожу спины пациента, то можно увидеть множество пятен, оставшихся после воспаления угрей, что является абсолютным и верным признаком человека «Питта»-типа.  

 

§ 3.  Вакуум-терапия заболеваний костно-суставной системы

Прежде чем поставить банки на суставы, вам необходимо, учитывая конституцию больного, нанести на сустав масло так, чтобы оно впиталось. На плечевые суставы банки ставятся при положении больного «сидя». При этом банки подбираются по объему с учётом телосложения пациента (см. фото 1 - 11 «Вакуум-терапия заболеваний костно-суставной системы»). На плечевой сустав две первые банки ставиться спереди и сзади сустава или суставов, третья - между ними на головку плечевого сустава и четвертая банка - на акромиальное сочленение. На фотографии передняя банка не видна (см. фото 1). На локтевые суставы ставятся две банки, первая снаружи, а вторая изнутри, внутренняя банка не видна (см. фото 2).  Красные магниты в банках говорят о том, что клиентка является  женщиной «Вата»-типа.

Фото 1 – 11.  Вакуум-терапия заболеваний костно-суставной системы

 

На первом сеансе поставьте банки, как показано на  рисунке 1, через день поставьте банки по схеме, изображённой на рисунке 2. При этом верхняя одинокая банка ставиться под С 7, или, проще говоря, под 7 шейным позвонком.  Вы его легко найдёте: он всегда немного выступает над остальными. Нижняя одинокая банка ставиться между L5 - S1, иначе говоря, между 5 поясничным позвонком и крестцом, он обозначен крестиком внизу на рисунке 1. При этом банки постарайтесь поставить между синяками, которые у вас получились после первого сеанса. На третьем сеансе поставьте банки по всей поверхности спины, симметрично. На четвертом сеансе, их можно расположить прямо по позвоночнику и возле него, что не возбраняется восточной медициной (см. рис. 4).

Фото 1 – 6. Вакуум-терапия при заболеваниях позвоночника.

Вы ознакомились с частями учебного пособия «Вакуум-терапия в восточной медицине». Это первый, монументальный труд не только в России и СНГ, но и в мире. В работе пошагово объясняются многие методы исцеления от многих хронических заболеваний.  

 

На нашем сайте (www.Bai-Bal.ru) Вы можете наблюдать обновление по вакуумтерапии и получать практические советы. По e-mail (Bai-Bal@mail.ru) можно заблаговременно договориться о семинарах или курсах по вакуум-терапии, а так же заказать профессиональные банки и учебное пособие. Настоящие же мастера по вакуум-терапии взращиваются обучением в виде стажировки.