До чего же действительно был мудрым Авиценна, когда стариков называет в своих канонах «Людьми продвинутых в годах». Старение человека, как и старение других организмов — это биологический процесс постепенной деградации частей и систем организма человека и последствия этого процесса. Физиология процесса старения аналогична физиологии старения других млекопитающих, однако некоторые аспекты этого процесса, например потеря умственных способностей, деменции и остеопороз имеют большее значение для человека. Для общества в целом существенное значение имеют социальные и экономические факторы.
Успехи медицины и образ жизни людей позволили значительно увеличить среднюю продолжительность жизни, хотя изменения максимальной продолжительности жизни не так существенны. В большинстве стран это привело к старению населения — увеличению в обществе доли пожилых людей, что привело к повышению пенсионного возраста, также этому способствует снижение рождаемости. Из-за этого возникло много социальных и экономических вопросов, связанных со старением. Некоторые учёные считают, что старение должно быть включено в официальный список болезней и болезненных синдромов.
В основном трактате тибетской медицины «Чжуд-Ши» есть целая глава «Лечение болезней старости», истинные и проверенные временем. В любой науке, как правило, достижения и открытия не образуются на пустом месте, в своем движении наука опирается на достижение предыдущих работ и как по лестнице поднимается ввысь. Сказано «Все новое, это хорошо забытое старое», зачем изобретать заново велосипед. Надо брать временем проверенные эффективные методики, и на новом витке времени, заново доказать их состоятельность, достижениями современной науки.
По концепции Аюрведы, человеческая жизнь по закону аналогии и подобия делится на 4 периода (сезона): 1. Детство – это весна жизни. 2. Молодость – лето. 3. Возраст угасания – осень, у женщин она ярко проявляется климактерическим периодом. 4. Старость – зима, она начинается с 72 летнего возраста, когда закрывается чудесный меридиан, которая циркулирует по позвоночному каналу. И самым главным виновником старости является угасание пищеварительного огня «Агни», в современной медицине она определяется как пищеварительные ферменты ЖКТ, откуда и берут начало всевозможные хронические болезни и страдания. Непереваренная пища и малоподвижность приводят к газообразованию, как следствие этого к запорам и в теле начинают преобладать энергия холодной сухости. Человек мерзнет, уменьшается в росте, кожа становиться сухой и морщинистой. Помните, в известном романе, летом, дед Щукарь сидел на завалинке в тулупе и в валенках.
Концепция «Три Доши» и Панчакарма (Пять врачебных процедур), есть краеугольные камни Аюрведы и Тибетской медицины. В основном трактате Тибетской медицины «Чжуд-Ши» сказано: «Врач не знающий концепцию Три Доши, вылечивает болезни случайно». Панчакарма есть единственный инструмент, которая позволяет врачу излечивать многие хронические болезни, которые считаются не излечимыми в современной медицине, такие как артриты, артрозы, бронхиальная астма приобретенная, сахарный диабет 2 типа и многое другое.
Доши всего три, «Концепция трёх дош», понимай это как «Концепция три души», удивительно, но санскрит очень похож на русский язык. Ведь на самом деле душа человека состоит из частицы Бога, поэтому она главнее тела и формирует его и психику. Термин «Доша» с санскритского можно перевести как «ошибка», «изъян» или «природа», поймите это так, что от природы мы ошибочны и имеем изъян, поэтому должны болеть и умереть, но наша задача меньше болеть и дольше прожить, и это возможно.
Дош всего три: Питта, Капха, Вата.
В Аюрведе лечение делится:
Вот так образно об этом пишет Сунил Джоши: «Шамана не затрагивает корней заболевания и не может принести полного исцеления. Она – словно скашивание травы на уровне земли. Некоторое время сад будет свободным от сорняков, но они неизбежно появятся снова»[1].
Слово «Панчакарма» в переводе означает ‘пять действий’: Панча — ‘пять’, карма — ‘действие’. В тибетской медицине она называется пять врачебных процедур. Эти пять процедур направлены на очищение организма и приведение в баланс дош. Это старейшая в мире научная система детоксикации и перенастройки всего организма, которая возвращает телу молодость и силу, а уму – спокойствие и ясность. Методы Панчакармы нацелены на то, чтобы сначала вывести нечистоты из тканей тела, а затем полностью устранить их из организма. Каждая процедура индивидуализируется в зависимости от состояния дош пациента. Продолжительность Панчакармы может быть разной: от 3-х последовательных дней до специализированного курса до 45-ти и более дней, учитывающие фазы луны. Она наиболее эффективна, если выполняется регулярно: лучше проходить курс Панчакармы в начале каждого сезона для устранения нечистот, накопившихся за предшествующий сезон. Современные врачи в городских условиях изобрели урбанизированную форму Панчакармы. Это связано с тем, что не все больные могут выделить 45 дней для лечения и еще устраниться в это время от работы.
Панчакарма хотя и состоит из пяти назначений, но в ней необходимы подготовительный этап (Пурвакарма), а после окончания панчакармы, нужен плавный и правильный выход (Пасчаткарма).
А. Пурвакарма (подготовительный этап перед панчакармой, состоит из снеханы и сведаны).
Б. Панчакарма Состоит из 5 процедур:
В. Пасчаткарма (последующий этап планового выхода)
Те, кто намерился прожить дольше, без болезней и страданий, сначала должен найти место, подходящее для этого. Вот, что об этом пишется в основном трактате по тибетской медицине «Чжуд-Ши»: «Жить надо в чистой, уединенной, радующей душу местности, где сходятся лес и вода и где не грозят никакие опасности и огорчения»[3]. В Вайдурья Онбо. Глава 90. Лечение старости уточняется: «Дыма днем и ночью [там] мало; [это место] для змей, / женщин и глупцов [должно быть] недосягаемо».
Тем, кто был в Тибете понятно, что речь не идет о Тибете, так как там нет леса, описываются места в Гималаях, где есть мягкий, теплый и влажный климат. Это первое и главное условие, так как в критических экстремальных условиях тело и физиология быстрее изнашиваются, вот почему в жарких африканских странах, у нас на Колыме и Чукотке нет долгожителей.
Первое правило для долгожительства это мягкий климат, красивая природа по менталитету, чистый воздух, есть начало и успех долголетия. Окружающие вас люди тоже должны радовать глаза и душу, которые близки, симпатичны и не создают проблем.
Далее читаем: «Пока телесная опора не износилась совсем, следует избегать огня, солнца, старости, всего, что утомляет тело и душу, воздерживаться от кислого, несвежего, сырого и соленого»[4]. Все, что избыточно — огонь, солнце, тяжелый физический труд, нервные стрессы и.т.д. быстрее изнашивают организм. Поэтому далее предлагается работа или физические упражнения должны быть до испарины на лбу, и ни в коем случае не доводить себя до «пота градом».
Человек, продвинутый в годах, который замыслил долго жить не должен работать на кого-то, или еще хуже быть руководителем чего-то. Ибо все это несет стрессы и неприятности. Единственное, чем можно заняться это «Самозанятость», при этом лучше заниматься творчеством: рукоделием, рисованием, пением, гончарным делом, писать стихи, работать на огороде без фанатизма и.т.д. Ни в коем случае не таскать тяжести и не выкорчевывать пни.
Вернуть молодость и утраченные силы, этому и посвящен раздел аюрведы под названием «Расаяна». Настоящее омоложение возможно лишь тогда, когда отсутствуют факторы, вызывающие старение — зашлакованность, дисбаланс и избыток дош, поэтому терапия расаяны всегда делается после Панчакармы. Васант Лад в своей работе «Домашние средства Аюрведы» точно и образно указывает: «В этом отношении панчакарму можно рассматривать как предварительную подготовку к омоложению. Панчакарма можно образно сравнить со стиркой, а омоложение – с крашением. Если вы захотели покрасить рубашку, вы не сможете сделать это качественно, пока она грязная. Сначала вы стираете ее, а потом уже красите»[5].
Самые эффективные расаяны делаются из металлов и минералов, затем из драгоценных и полудрагоценных камней. За ними следуют расаяны из продуктов животного происхождения и замыкают список, лекарства из растительного сырья.
Самый, пожалуй, известный и доступный препарат Расаяна растительного происхождения, это Чаванпраш, ее еще называют эликсир, и состоит она из 50 ингредиентов, растительного и минерального состава. Это одно из мощнейших средств в Аюрведе для активизации иммунной системы организма и репродукции иммунных клеток, а ведь именно иммунитет — основа основ здоровья и долголетия человека.
В тибетской медицине расаяны называются «Бчуд-лен», вот что об этом пишется в «Чжуд-Ши»: «Они удлиняют жизнь, поддерживают возраст расцвета и зрелости, дают телу блеск и силу, чувствам и памяти – ясность, уму – остроту, голосу – звучность, страсти – удовлетворение»[6]. Они имеют многокомпонентный состав, куда входят не только растительные части, но и части животного и минерального составляющих.
В зависимости от преследуемой цели Расаяна-терапия разделяется на три вида – Камья, Наймиттика и Айджашвика. Пранакамья (долголетие) и Медхакамья (укрепление разума) составляют Камью. Наймиттика в свою очередь является лечебной (преследует конкретную цель по избавлению организма от какой-либо проблемы), и Айджашвика – это такая терапия, которая позволяет ощутить пользу Расаяны при её регулярном применении в течение большого промежутка времени.
Учитывая, что с возрастом ухудшается память, а у некоторых появляются различные формы деменций, болезнь Альцгеймера, то приводим важный для взятой нами тематики, отрывок из работы Васант Лад: «В Аюрведе используют специальные травы, известные под названием медхья, что означает «улучшающий память». Первейшая среди них – это брами, похожая по своим свойствам на готу колу»[7].
В традиционной медицине сапонины и бакозиды, получаемые из бакопы, используют для восстановления когнитивной деятельности, при расстройствах памяти различных форм деменций, болезнь Альцгеймера и лечении рассеянного внимания. Название растения в переводе с санскрита означает: «способствует познанию Брахмана».
Основное воздействие брахми направлено на нервную, кровеносную и пищеварительную системы организма. Брахми применяется для улучшения памяти, интеллектуальных способностей, увеличения концентрации. Повышает стресса устойчивость, способность к восприятию информации, ослабляет чувство тревожности, а также — оказывает общее успокаивающее действие на центральную нервную систему. Обладает омолаживающим и тонизирующим действием, увеличивает продолжительность жизни и дает силы в старости. Людям после шестидесяти лет рекомендуется раз в год проходить пятидесятидневный курс Брахми.
В индийских целебных практиках брахми применяется уже много тысяч лет, а в конце прошлого века его эффективность подтвердила и официальная западная медицина. Единого состава для приготовления этого препарата нет, в него могут входить разные компоненты, но все они направлены на повышение тонуса организма.
В программах «Антистарость» делаются мягкие способы Панчакармы с применением «Трифалы», используются расаяны типа «Чаванпраш», официальные ферменты ЖКТ, для усиления переваримости пищи, витамины и микроэлементы. Все это дополняется образом жизни, рациональным питанием, двигательным режимом и поддерживающими, профилактическими процедурами.
Программа состоит:
И прав Авиценна, когда говорит: «Большинство хронических заболеваний можно остановить, а иногда вылечить двумя способами – рациональным питанием и дозированными физическими нагрузками». Под рациональным питанием, понимайте питание по концепции «Три Доши» или по натурам (Авиценна) и конституциям (Гиппократ). Физические нагрузки действительно должны быть дозированными, учитывающие не только конституцию, пол, возраст, время года, сопутствующие болезни, но и физическое и душевное состояние. С возрастом душа и тело не терпят резких движений, поэтому придерживайтесь правил: «От малого к большому, от простого к сложному», и «Если не сегодня получилось, то завтра получиться».
Проблема первичного возрастного остеопороза, так же как и болезнь Альцгеймера с каждым годом будет увеличиваться, и это прогнозируемо. Главной причиной остеопороза у людей старшего возраста являются возрастные закисление, и организм в попытке удержать баланс в гомеостазе начинает вымывать щелочные микроэлементы, там, где только возможно и главным здесь является кальций в костях. Само возрастное закисление тоже подчиняется многим факторам. Основные из них это ухудшения переваримости пищи, гиподинамия, постклимактерический период и т.д. Исходя из этого, в лечении и профилактики возрастного остеопороза мы назначаем такое лечение:
Великое искусство промасливания (Снехана) древними врачами было изобретено именно для людей, продвинутых в годах в программах «Антистарость». Она является наиглавнейшим, а также самым простым и дешевым путем для сохранения здоровья и приобретения долголетия. Промасливание бывает двух видов, внутренняя и наружная.
Внутренняя – это прием определенным образом и объемом, масла Гхи (топленое масло без холестерина). Наружная – это специальный масляный массаж всего тела. Наружная промасливание должна заканчиваться прогреванием и пропариванием отварами (Сведана), в специальных паровых кабинках головой наружу.
После пропаривание начинают делать клизмы (Басти). В Аюрведе указывается на чрезвычайную эффективность клизм, что она очищает тело с головы до пят. И при этом уточняется, что 80% хронических заболеваний можно вылечит через эту науку. В Аюрведе существуют около 30 разновидностей клизм, но в основном для программы «Антистарость» используются два вида, это анувасан басти (масляная клизма) и нируха басти (клизмы с отварами).
В программах «Антистарость» при ослаблении умственной способности, особую эффективность имеют специальные процедуры как «Широдхара», «Широбасти» и питательная «Насья карма». При ухудшении костно-суставной системы, которая сопровождает людей в возрасте, все виды наружной басти (Джану басти, Уро басти, Грива басти, Кати басти и.т.д.). Эти процедуры были выстраданы тысячелетиями, именно для пожилых людей, которые совершенно не известны в современной медицине.
С точки зрения медицины старость начинается, когда в организме начинают происходить необратимые изменения. С точки зрения экономики старость можно отсчитывать с наступлением пенсионного возраста.
Старость – закономерно наступающий период возрастного развития, заключительный этап онтогенеза. Старение – неизбежный биологический разрушительный процесс, приводящий к постепенному снижению адаптационных возможностей организма; характеризуется развитием, так называемой возрастной патологии и увеличением вероятности смерти.
Согласно социологическим исследованиям, основными проблемами пожилого населения в России являются плохое материальное положение и здоровье. Также старики страдают от одиночества и непочтительного отношения со стороны молодого поколения.
Отношение общества и особенно молодежи к людям старшего поколения есть абсолютный показатель зрелости общества. Она проистекает не только от воспитания в семье и в школах, но в большей степени от государства от ее политики и идеологии. Если обществу нужны свои старики, если это стало частью социальной политики государства, то в этом обществе нет страха перед старостью. Нет страха, остаться одному в немощном возрасте и состоянии.
Уважение к пожилым людям способствует устойчивому и гармоничному развитию общества, где каждый член ценен и уважаем. Проявление уважения к пожилым людям – это проявление заботы, внимания и признательности к их опыту и вкладу в общество.
Конфуций говорит: «Забота о других — основа хорошей жизни, хорошего общества», далее «Ныне почитать родителей — это значит уметь кормить. Но и лошади, и собаки могут тоже получить пропитание. Как же отличить одно от другого, если не будет самой почтительности?». И еще: «Высшая добродетель-уважение к старшим. В семье младшие должны проявлять уважение к старшим, уступать место, помогать по хозяйству и т.д. А старшим следует проявлять заботу, по отношению к младшим». Конфуций учил, что не только в семье, но и в государстве должны быть такие отношения между поколениями.
Интересно замечание Сократа: «Берегись также, чтобы люди, заметив твое непочтение к родителям, не стали сообща презирать тебя, и чтобы тебе не остаться вовсе без друзей, потому что, как только они заметят твою неблагодарность к родителям, никто не может быть уверен, что, сделав тебе доброе дело, получит благодарность». Примерно таким же образом говорит его любимый ученик Платон, а затем и Аристотель.
Поиск оптимальных путей социального развития современной России актуализировал проблему взаимодействия общества и государства, в том числе и со старшим поколением. Демографические трансформации последних десятилетий привели к тому, что социально-демографическая группа людей старших возрастов становится все более многочисленной. Прогнозируется, что численность ее будет продолжать расти в течение ближайших лет и к 2030 году пожилое население страны составит порядка 25 % от общего количества.
С увеличением жизни, в современном мире люди все чаще начинают задумываться о собственной старости и о том, чтобы наполнить ее живыми положительными эмоциями и активно участвовать в социальной жизни. Активное долголетие предполагает реализацию потенциала человека в старшем возрасте, а это ведет к увеличению продолжительности его жизни.
Основные усилия государственной политики в отношении пожилых людей направлены на повышение уровня материальной обеспеченности старшего поколения. Это и монетизация льгот, и валоризация пенсии, согласно советскому стажу, и льготы по оплате коммунальных услуг для тех, кто имеет советские звания и награды, и бесплатное социальное обслуживание пенсионеров и многое другое.
Несмотря на то, что государство прикладывает довольно много усилий для улучшения жизни пожилого населения, результативными их назвать сложно. Все изложенные факты показывают, что основными механизмами реализации отдельных направлений социальной политики в отношении людей пожилого возраста являются материально-компенсаторный и медико-реабилитационный. Их специфика заключается в запоздалом характере — реагировании на уже сложившуюся ситуацию. Это говорит о том, что государство не видит ни специфики данного возраста, ни проблем, характерных для пожилых людей. Практически невостребованным остается их общественно-трудовой ресурс.
В древности уважение к старшему поколению складывалась из 3 показателей – память, знания и опыт, без которых молодому поколению было сложно выжить. В современном мире с ее мощным и быстрым техническим прогрессом, молодёжу уже не нужны память и знания, они его черпают из интернета. А вот опыт, который всегда приходит только с возрастом, им крайне необходим, ибо тонкости любой специальности невозможно скачать из интернета, она передается при личном контакте во время обучения или стажировки.
В «Чжуд-Ши» сказано: «Если вам 30 лет, и вы не стали самому себе врачом, то вы на много сократили себе жизнь». Каждый тибетец знал свою конституцию, и к врачу приходил только тогда, когда сам не мог себе помочь. И тогда врач назначал врачебные процедуры. Каждый человек, которому исполнилось 50 лет, должен задуматься о своей старости и начинать делать те рекомендации, которые здесь описаны, ибо эти назначения и рекомендации выстраданы временем.
«Врачи лечат болезни, а здоровье нужно добывать самому», — так считал всемирно известный академик, кардиохирург, писатель, автор системы оздоровления Николай Михайлович Амосов. Как же он, верно, использовал слово «Добывать», ведь хорошее здоровье это ежедневная работа, требующая не только знания, но и желание, и силу воли.
Далее Амосов пишет: «В большинстве болезней виновата не природа, не общество, а только сам человек. Чаще всего он болеет от лени и жадности, но иногда и от неразумности. Для здоровья одинаково необходимы четыре условия: физические нагрузки, ограничения в питании, закаливание, время и умение отдыхать. И еще пятое — счастливая жизнь! К сожалению, без первых условий она здоровья не обеспечивает. Но если нет счастья в жизни, то где найти стимулы для усилий, чтобы напрягаться и голодать? Увы!».
Цель этой работы, дать однозначные знания и опыт древнейших медицин, проверенные временем и вооружить дополнительными возможностями для помощи людям продвинутых в годах геронтологам, работникам пансионатов и санаториев. Чтобы люди старшего возраста, могли, поддерживая свое здоровье в здравом уме быть полезными членами общества и не чувствовать себя изгоями и балластом. Тогда государство получит дополнительные рабочие руки и налоги, а не так как сейчас, когда старики умирают в полном одиночестве и забвении.
Для этого в государстве необходимо концепция «Активное долголетие». И только это концепция, дает человеку, продвинутому в годах, быть полезным и нужным обществу, государству. Все остальные социальные, пенсионные и.т.п. вопросы сказаны и пересказаны.
17.03.2024 г.
Симболог, герметический философ,
доктор Аюрведы и Тибетской медицины
Бай-Бал (Прокопьев П.П.)
[1] Сунил Джоши. Аюрведа и панчакарма. Методы исцеления и омоложения. Пер. с англ. – М.: Саттва, Институт трансперсональной психологии, 2004. – 149 с. , с илл.
[2] Там же. 151 с.
[3] «Чжуд-Ши»: Канон тибетской медицины. Перевод с тибетского, предисл., примеч., указатели Д.Б. Дашиева. – М.: Издательская фирма «Восточная медицина» РАН, 2001. – С. 540.
[4] Там же.
[5]Васант Лад. Домашние средства Аюрведы. Пер. с англ., второе издание – М.: Саттва, 2003. — С. 59
[6] «Чжуд-Ши»: Канон тибетской медицины. Перевод с тибетского, предисл., примеч., указатели Д.Б. Дашиева. – М.: Издательская фирма «Восточная медицина» РАН, 2001. – С. 540.
[7] Васант Лад. Домашние средства Аюрведы. Пер. с англ., второе издание – М.: Саттва, 2003. — 211-212 с.